КС РФ постановил устранить неопределенность в вопросе банкротства компаний
Текущее регулирование приводит к взаимоисключающим решениям, отметил Конституционный суд
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 октября. /ТАСС/. Конституционный суд России (КС РФ) пришел к выводу о наличии в законодательстве о банкротстве неопределенности относительно сроков, в которые должен готовиться и публиковаться решающий для процедуры документ - отчет о завершении конкурсного производства. Текущее регулирование приводит к взаимоисключающим решениям судов, КС РФ обязал законодателя устранить неопределенность и внести изменения в нормативные акты, следует из решения КС РФ.
"Федеральному законодателю надлежит - исходя из предписаний Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного суда РФ, выраженных в настоящем постановлении, - внести в правовое регулирование изменения, направленные на устранение неопределенности в вопросе о дате, с которой должен исчисляться десятидневный срок для исполнения арбитражным управляющим соответствующей обязанности", - говорится в тексте документа.
Наказание за неопределенные сроки
Поводом для проверки конституционности п. 6.1 ст. 28 и ст. 149 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вместе с ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ (неправомерные действия при банкротстве) стала жалоба московского арбитражного управляющего Сергея Рязанова. Будучи управляющим, он разместил в едином федеральном реестре сведений о банкротстве отчет о результатах конкурсного производства, последний важный документ в процедуре.
Отчет был размещен 9 января 2023 года, в первый рабочий день после новогодних праздников, Рязанов исходил из того, что десятидневный срок отчитывается с 29 декабря 2022 года, то есть с момента исключения должника из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Однако правоприменитель исходил из того, что отчет должен идти с момента вынесения определения суда о завершении конкурсного производства, в данном деле это произошло 5 октября 2022 года.
В итоге Сергей Рязанов был привлечен к административной ответственности, так как, по мнению судебных инстанций, арбитражный управляющий пропустил сроки и не исполнил свои обязанности, установленные в законе о банкротстве. Рязанов попытался оспорить решение о наказании, однако вышестоящие инстанции отказали ему в этом, после чего он обратился с жалобой в КС РФ.
Решение КС РФ
КС РФ подчеркнул, что положения ст. 149 ФЗ "О несостоятельности" напрямую предусматривают, что конкурсное производство в деле о банкротстве завершается с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ, соответственно, десятидневный срок отчитывается с этого момента. Но этот подход оказался не единственным и не доминирующим в судебной практике, вместе с другими пунктами ФЗ он допускает иное прочтение, а срок должен отчитываться с решения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Взаимоисключающее толкование одних и тех же норм законодательства создают ситуацию правовой неопределенности, когда решение по схожим делам зависит сугубо от подхода судьи к трактовке правовых актов.
Исходя из этого, нормы признаны неконституционными, до внесения законодателем изменений в случаях, когда суд принял определение о завершении конкурсного производства до опубликования постановления КС РФ, арбитражный управляющий может быть привлечен к ответственности, если он не разместил в едином реестре сведения о завершении конкурсного производства в десятидневный срок с даты внесения записи в ЕГРЮЛ. В ситуации, когда арбитражный суд принял решение о завершении конкурсного производства после опубликования постановления КС РФ, соответствующие сведения должны быть размещены в течение 10 дней с даты принятия такого определения. Дело самого Рязанова подлежит пересмотру.