ГД рассмотрит в I чтении проект федерального бюджета на 2025-2027 годы
Госдума также намерена рассмотреть в первом чтении проекты бюджетов внебюджетных фондов на следующие три года
МОСКВА, 24 октября. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании в четверг рассмотрит в первом чтении проект федерального бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. Документ представит депутатам министр финансов РФ Антон Силуанов. Ожидается выступление главы Счетной палаты Бориса Ковальчука. Госдума также намерена рассмотреть в первом чтении проекты бюджетов внебюджетных фондов на следующую трехлетку - речь идет о проекте бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда пенсионного и социального страхования.
В 2025 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 36,1 трлн рублей в 2024 году до 40,29 трлн рублей (+11,6% к 2024 году). В последующие годы продолжится умеренный рост доходов федерального бюджета. Прогнозируется увеличение расходов федерального бюджета с 39,4 трлн рублей в 2024 году до 41,46 трлн рублей, 44 трлн рублей и 45,9 трлн рублей в 2025-2027 годах соответственно.
"Законопроект сформирован на основе бюджетного правила, предусмотренного при формировании проекта федерального бюджета на 2024-2026 годы, в соответствии с которым базовые нефтегазовые доходы определяются в зависимости от базовых цен на нефть (на уровне среднегодовой цены на нефть 60 долларов США за один баррель и ежегодной индексации на 2% начиная с 2027 года), базовых экспортных цен на газ природный (на уровне среднегодовой экспортной цены на газ природный 250 долларов США за тысячу метров кубических и ежегодной индексации на 2% начиная с 2027 года), базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина Аи-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5", - говорится в заключении Счетной палаты РФ на проект бюджета.
Доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета уменьшится с 31,3% в 2024 году до 22,6% в 2027 году, доля ненефтегазовых доходов федерального бюджета соответственно увеличится с 68,7% в 2024 году до 77,4% в 2027 году.
В 2025-2027 годах исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом на уровне 0,5% ВВП в 2025 году, 0,9% ВВП в 2026 году и 1,1% ВВП в 2027 году. За этот период ненефтегазовый дефицит будет сокращен до 5% ВВП в 2027 году (на 2,5 п. п. ВВП относительно 2024 года). Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2025-2027 годах будут выступать государственные внутренние заимствования РФ, при этом использование ФНБ на покрытие дефицита в 2025-2027 годах не планируется, отмечается в заключении Счетной палаты.
Нацпроекты и разделы бюджета
На мероприятия нацпроектов предусматривается более 40 трлн рублей средств федерального бюджета в течение шести лет. По сравнению с действующими в 2019-2024 годы нацпроектами финансирование в части федерального бюджета увеличено практически в два раза. В бюджетной трехлетке на финансирование новых нацпроектов предусмотрено в 2025-2027 годах 5,7 трлн рублей, 6,2 трлн рублей и 6,3 трлн рублей соответственно.
Проектом бюджета предусматривается безусловное выполнение социальных обязательств. Так, на финансирование раздела "Социальная политика" в проекте бюджета заложено в 2025 году - 6,4 трлн рублей, в 2026 году - 7,19 трлн рублей, в 2027 году - 7,24 трлн рублей С 2025 года предусмотрено возобновление индексации пенсий работающих пенсионеров. Около 1,7 трлн рублей предусмотрено с учетом продления программы материнского капитала до 2030 года, в том числе учтена выплата остатка средств маткапитала, если он составляет не более 10 тыс. рублей Более 1,7 трлн рублей заложено на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми. Это включает субсидирование процентной ставки по ипотеке для всех семей с детьми (до 1,5 трлн рублей), а также единовременные выплаты (450 тыс. рублей) многодетным семьям (с тремя и более детьми) на частичное погашение ипотеки (296,8 млрд рублей).
Финансирование по разделу "Образование" предусмотрено в 2025 году - 1,57 трлн рублей, в 2026 году - 1,68 трлн рублей, в 2027 году - 1,75 трлн рублей Эти средства пойдут, в частности, на финансирование адресного строительства 150 школ к 2030 году в населенных пунктах с потребностью целевого развития образовательной инфраструктуры - около 115 млрд рублей за 3 года, 22,5 млрд рублей заложено на строительство не менее 100 детских садов к 2030 году, 92,3 млрд рублей заложено на строительство школ.
На здравоохранение в 2025 году предусмотрено выделение 1,86 трлн рублей, в 2026 году - 1,86 трлн рублей, в 2027 году - 1,91 трлн рублей
В 2025-2027 годы продолжится финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, федеральных проектов по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, с сахарным диабетом, с гепатитом - базовые ассигнования составят 77,4 млрд рублей Будет увеличено финансирование Фонда "Круг добра" для поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями. За три года планируется выделить более 687 млрд рублей: в 2025 году - 202,7 млрд рублей, в 2026 году - 231,8 млрд рублей, в 2027 году 253,4 млрд рублей
Как отметил ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, депутаты трех фракций Госдумы поддержали проект федерального бюджета на 2025-2027 годы в ходе голосования в профильном комитете, а депутаты двух фракций - "Справедливой России" и КПРФ - воздержались от голосования.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам в своем заключении на проект бюджета обращает внимание на необходимость при подготовке законопроекта ко второму чтению обеспечить распределение между субъектами РФ дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, субсидий, субвенций и максимально возможного количества иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ. "Соответствующие методики распределения трансфертов должны быть предварительно рассмотрены профильными комитетами Государственной Думы и трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений", - говорится в тексте заключения.