Банк России приостановил цикл снижения ключевой ставки до лучших времен
Когда регулятор возобновит цикл смягчения денежно- кредитной политики, остается неясным
МОСКВА, 11 сентября. /корр ТАСС Алина Евстигнеева, Никита Жарков/. Банк России решением сохранить ключевую ставку на уровне 11% завершил 7-месячный цикл смягчения денежно-кредитной политики. Это первое решение по неснижению ставки после прихода в Банк России Дмитрия Тулина, который теперь отвечает за денежно-кредитную политику. В релизе по итогам заседания регулятор объяснил свое решение тем, что инфляционные риски выросли при сохранении рисков существенного охлаждения экономики.
Когда регулятор возобновит цикл смягчения денежно- кредитной политики, остается неясным. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина ответила на этот вопрос обтекаемо: "Если экономическая ситуация будет развиваться в соответствии с базовым прогнозом, то для снижения ставки есть возможность". Базовый прогноз регулятора исходит из цен на нефть около $50/барр и продолжения санкционного режима. Кроме того, Банк России в этом сценарии прогнозирует постепенный разгон программы импортозамещения и сокращение доходов от внешней торговли.
Как позже отметил регулятор в опубликованном сегодня докладе о денежно-кредитной политике (ДКП), "потенциал для смягчения денежно-кредитной политики существенно ограничен", при этом "по мере замедления инфляции в соответствии с прогнозом, а также снижения инфляционных ожиданий Банк России будет готов осуществлять снижение ключевой ставки". Сейчас ключевая ставка существенно ниже годовой инфляции и является фактически отрицательной: 11% при инфляции в 15,8%.
Аналитики ("Открытие Капитал", "Ренессанс Капитал", "ВТБ Капитал", Sberbank CIB) рассчитывают на снижение ставки до конца года еще на 0,5 пп и достижение ею 10,5% в декабре.
Вопрос веры
Несмотря на значительное ухудшение макропрогноза (инфляция в 2015 году пересмотрена с 10,8 до 12-13%, ВВП - со спада в 3,2 до 3,9-4,4%, профицита внешней торговли - со $187 млрд до $156 млрд). Банк России не отказывается от выполнения таргета по инфляции в 4% в 2017 году. "Во всех вариантах мы намерены добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4", - подчеркнула Набиуллина. Минэкономразвития в силы ЦБ по достижению такой инфляции, похоже, не верит. В обновленном макроэкономическом прогнозе ведомство Алексея Улюкаева не рассматривает инфляцию ниже 5,5% до 2018 года.
Если базовый сценарий, скорее всего, не потребует от регулятора экстраординарных действий по выходу на 4-процентную инфляцию, то кризисный сценарий с падением цен на нефть ниже $40/барр таких действий не исключает.
"Изменение процентной политики будет носить плавный характер, и до устойчивой стабилизации инфляции вблизи целевого значения 4% денежно-кредитная политика будет оставаться умеренно жесткой", - говорится в докладе о ДКП. Как отмечает Банк России, это необходимо не только с точки зрения обеспечения снижения инфляции, но и для поддержания финансовой стабильности.
Экономисты в основном высоко оценивают шансы Центробанка на успех в обуздании инфляции. По мнению старшего экономиста "Открытие Капитал" Дарьи Исаковой, инфляции в 4% можно достичь даже при реализации рисков новых девальвационных волн и индексации тарифов естественных монополий и соцвыплат поинфляционными темпами. "Цель в 4% достижима, если не будет новых шоков. Сила эффекта от девальвации постепенно снижается. И чем дальше и чем последовательней будет выдерживаться политика инфляционного таргетирования, тем, можно ожидать, будет ниже чувствительность цен к снижению курса рубля", - говорит она, напоминая, что девальвация 2008 года переживалась легче, чем в 1998-ом, а в августе 2015-го - легче, чем в декабре 2014-го.
В свою очередь главный экономист "Ренессанс Капитала" Олег Кузьмин считает, что выполнимость таргета по инфляции будет во многом зависеть от возможностей регулятора по управлению ожиданиями рынка. "Это вопрос веры, я бы сказал. У нас среднесрочный прогноз выше, чем у ЦБ, - 5% У нас 4% не получается. Если у Центробанка получится лучше управлять ожиданиями, может быть тогда мы такую инфляцию увидим", - отмечает он.
Вопросы остаются
Несмотря на неоднократно подчеркнутую Центробанком в ходе публичных заявлений жесткую приверженность инфляционному таргетированию, к денежно-кредитной политике Банка России остаются вопросы.
В условиях высокой волатильности на финансовых рынках и новой волны девальвации рубля программа регулятора по наращиванию резервов до 500 млрд долларов вряд ли возобновится в ближайшие месяцы. "Наращивание международных резервов до $500 млрд потребует продолжительного времени", - констатируется в докладе. С весны на благоприятном курсе рубля к доллару регулятору удалось закупить более $10 млрд в резервы, что, однако, вызвало непонимание рынка и было трактовано как небольшое отступление от политики чистого инфляционного таргетирования. В случае возвращения регулятора на валютный рынок придется корректировать и методы достижения цели по инфляции.
Другой важный вопрос денежно-кредитной политики - рост числа и объема инструментов предоставления ликвидности регулятором по нерыночным условиям. Чем больше таких инструментов, тем ниже влияние основного инструмента - ключевой ставки - на участников экономической деятельности. Ранее кризис ликвидности вынудил Банк России помочь банкам специнструментами рефинансирования, кредитами под нерыночные активы и дешевыми валютными кредитами.
"Сейчас влияние ключевой ставки не столь сильно, как оно могло бы быть из-за 2,9 трлн кредитов под залог нерыночных активов. Это некоторое искажение процентной политики, мы даже можем назвать некоторой формой количественного смягчения", - считает главный экономист Sberbank CIB Евгений Гавриленков.
"Поэтому, если бы ЦБ пошел на непролонгирование ранее взятых кредитов под залог нерыночных активов, это позволило бы дальше снижать ставку. Не снижая ставку, мы зашли в тупик. Минфин не хочет занимать, потому что доходность его бумаг около 12% А если суверенный безрисковый заемщик платит 12%, соответственно, корпорации и население платят под 20 и выше 20% И система не работает в принципе", - указывает он на пробел в ДКП. По его мнению, чтобы снизить волатильность рубля, сейчас регулятору нужно рассмотреть меры, которые можно назвать количественным сжатием.
До конца года совет директоров Банка России проведет еще два заседания - 30 октября и 11 декабря, на которых будут приняты решения по ключевой ставке.