Аксенов: поступление в Крым средств по целевой программе развития региона задерживается
Глава республики отметил, что задержка первого транша, который должен был поступить 4 сентября, происходит "в силу разных причин"
СИМФЕРОПОЛЬ, 16 сентября. /ТАСС/. Поступление средств по Федеральной целевой программе (ФЦП) развития Крыма и Севастополя задерживается. Об этом заявил глава республики Сергей Аксенов, выступая перед депутатами парламента Крыма с докладом об итогах работы за время нахождения полуострова в составе РФ.
"В текущем году Совет министров должен обеспечить выполнение мероприятий ФЦП на сумму более 15 миллиардов рублей. Однако поступление денег пока задерживается в силу разных причин. Поэтому на освоение средств у нас останется немного времени. Но до конца года мы обязаны это сделать", - сказал Аксенов.
ФЦП развития Крыма и Севастополя
Федеральная целевая программа развития Крыма и Севастополя до 2020 года была окончательно утверждена на уровне 708 млрд рублей в июне. После упразднения Минкрыма в середине июля куратором этой программы стало Минэкономразвития РФ.
Первый транш власти Крыма ждали 4 сентября, однако он все еще не пришел. Как сообщил позднее замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский, деньги придут на этой неделе. "Приказ по первому траншу в размере 3,2 млрд рублей уже подписан. Думаю, что по еще 5,7 млрд будет подписан до конца сентября, остальные средства будут по мере готовности документации", - сказал он 11 сентября в Тольятти.
По его словам, всего до конца года предусмотрены субсидии в размере порядка 20 млрд рублей, в основном - на проведение проектно-изыскательских работ.
Об интеграции Крыма в состав России
Планы внешних врагов России и Крыма, пытавшихся полтора года оказывать давление на экономику и социальную сферу полуострова, провалились, считает глава Крыма Сергей Аксенов. По его словам, за время нахождения в составе Российской Федерации республика смогла справиться с давлением и теперь устойчиво развивается.
"Это был сложный период. Республика развивалась в условиях беспрецедентного давления со стороны внешних сил. Водная и транспортная блокада, западные санкции, фактическое разрушение финансовой системы - все это, по мнению врагов России и Крыма, должно было привести к коллапсу экономики и социальной сферы полуострова, - сказал Аксенов, выступая перед депутатами парламента республики с докладом об итогах работы за полтора года. - Эти планы провалились. Наша республика не только справилась с внешними и внутренними вызовами, но и встала на путь устойчивого развития".
11 марта 2014 года Верховный совет Крыма и Севастопольский горсовет на фоне политического кризиса и смены власти на Украине приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. 16 марта на полуострове при явке более 80% прошел референдум, по результатам которого за воссоединение с Россией проголосовали 96,77 процента избирателей Республики Крым и 95,6% - Севастополя. 18 марта был подписан договор о принятии новых субъектов в состав РФ. Украина, США и Евросоюз отказались признавать независимость Крыма и его воссоединение с Россией.
Аксенов уверен, что интеграция Крыма в правовое и политическое поле России на сегодняшний день завершена. За полтора года была принята конституция Крыма и более 400 нормативно-правовых актов, в том числе 217 республиканских законов. С момента вступления республики в состав РФ издано более 5 тысяч актов Совета министров и главы Крыма.
"Нам пришлось столкнуться с абсолютно новыми проблемами, опыта решения которых не было ни в нашей стране, ни в мире. Правительство работало в экстремальных условиях, - добавил Аксенов. - Мы не скрываем существующих проблем и стараемся оперативно исправлять допущенные ошибки. Мы абсолютно открыты, это самое открытое правительство в истории Крыма".
В числе самых острых проблем в системе управления республики Аксенов назвал подбор и подготовку кадров. Главным принципом работы власти в Крыму он считает нацеленность на результат, а главной задачей - сохранение доверия местных жителей.
О пассажиропотоке в республике
Аэропорт Симферополя обслужил с начала года 4 миллиона пассажиров - больше, чем за весь прошлый год, сообщил Сергей Аксенов.
"Ключевым объектом транспортной инфраструктуры является аэропорт Симферополь. Сегодня аэропорт встречает четырехмиллионного пассажира. Это больше, чем за весь прошлый год. Тогда в сентябре было 2,8 миллиона", - сказал Аксенов.
Он отметил, что уже сейчас главная воздушная гавань Крыма входит в пятерку крупнейших аэропортов России по объему пассажиропотока. В течение ближайших трех лет мощности аэропорта будут увеличены более чем в полтора раза. "После строительства нового аэровокзального комплекса, которое завершится к курортному сезону 2018 года, аэропорт сможет обслуживать до семи миллионов пассажиров в год", - уточнил Аксенов.
Керченской переправой за восемь месяцев этого года воспользовалось больше людей, чем проживает на полуострове. "В сравнении с прошлым годом объемы перевозок через Керченскую паромную переправу выросли в разы. Услугами переправы с начала года воспользовались около 3,8 млн пассажиров. Это намного больше, чем все население Крыма", - добавил глава республики.
При этом Аксенов уверен, что качественные показатели обслуживания ни в аэропорту, ни на переправе пока не внушают оптимизма. "Если количественные показатели на переправе и в аэропорту внушают оптимизм, то с качеством все не так однозначно. Надо повышать качество обслуживания пассажиров, от этого во многом зависят впечатления наших гостей об отдыхе в Крыму и в целом о ситуации на полуострове", - пояснил он.
В рамках Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя до 2020 года на модернизацию транспортной инфраструктуры и увеличение доступности полуострова предусмотрено 116 миллиардов рублей.
Свободная экономическая зона в Крыму
Более 130 договоров о вступлении в Свободную экономическую зону (СЭЗ) заключено в Крыму за последние восемь месяцев, сообщил Сергей Аксенов.
"За восемь месяцев поступило более 160 заявлений от потенциальных участников СЭЗ. Заключено более 130 договоров, еще 26 находятся в стадии рассмотрения и подготовки к подписанию. Общий объем инвестиций по заключенным договорам - порядка 50 млрд рублей", - сказал Аксенов.
Реализация ряда крупных инвестпроектов уже началась. Среди них - реконструкция и техническое перевооружение судостроительного завода "Залив", строительство нового аэровокзального комплекса аэропорта Симферополь, цементного завода в Керчи, фабрики по производству мужской обуви в Евпатории. "Есть крупные проекты в сфере энергообеспечения, в агропромышленном, санаторно-курортном комплексах", - добавил глава Крыма.
Аксенов отметил также, что правительство республики заключило 29 инвестиционных соглашений с различными компаниями на общую сумму свыше 44 млрд рублей. Еще по 99 проектам идет подготовка документов. Всего на рассмотрение властей было подано 436 обращений по инвестиционным проектам.
СЭЗ начала функционировать в Крыму 1 января 2015 года. Она предполагает особый режим осуществления предпринимательской деятельности, включая льготное налогообложение и предоставление субсидий на компенсацию некоторых затрат предприятий-резидентов. Зона создана на 25 лет с возможностью продления срока.
В рамках реализации инвестполитики в Крыму работает Совет по улучшению инвестиционного климата. Государственное автономное учреждение "Центр инвестиций и регионального развития" консультирует инвесторов и сопровождает проекты по принципу "одного окна". Также создается "Корпорация развития Крыма", которая будет заниматься подготовкой земельных площадок и объектов имущества с необходимой для инвестора инфраструктурой.
Предприятия Крыма получат российские оборонные заказы
К исполнению государственных оборонных заказов будут привлечены 10 предприятий в Крыму, сообщил глава республики.
"Ведется планомерная работа по загрузке предприятий оборонно-промышленного комплекса, - отметил он. - 10 крымских предприятий будут задействованы в выполнении государственных оборонных заказов".
В частности, на судостроительном заводе "Залив" уже строятся два скоростных пассажирских судна. Кроме того, в декабре прошлого года на предприятии были заложены два универсальных морских танкера.
Инвестиционные соглашения, по словам Аксенова, подготовлены также еще по трем предприятиям: судостроительному заводу "Море", Феодосийскому судомеханическому заводу и Симферопольскому заводу имени Островского.
"Море" в ближайшее время перейдет в федеральную собственность. "Завод уже на днях станет федеральным государственным унитарным предприятием, я подписал соответствующие документы", - добавил Аксенов.
Глава Крыма при этом считает, что загрузка оборонных предприятий в Крыму сейчас является недостаточной. "Совет министров работает над решением этого вопроса в тесном контакте с правительством России. Меры поддержки промышленности уже дают результат", - рассказал Аксенов.
По его данным, по итогам прошлого года в Крыму был зафиксирован спад промышленного производства. Однако в настоящее время рост по этому показателю составляет 12%.
О развитии "Черноморнефтегаза"
Власти Крыма намерены развивать крупнейшее в республике газо- и нефтедобывающее предприятие "Черноморнефтегаз", опираясь на опыт мировых компаний, в первую очередь - российского "Газпрома", заявил глава республики Сергей Аксенов.
"Развитие "Черноморнефтегаза" является одним из важных приоритетов работы Совета министров. Наша задача - оптимизировать расходы предприятия, создать современную, прозрачную систему добычи и учета природного газа, - сказал он. - Необходимо внедрять самые передовые технологии, использовать опыт ведущих мировых компаний, в первую очередь "Газпрома".
По словам Аксенова, госкомпания "Черноморнефтегаз" уже вышла на объемы добычи, позволившие впервые в новейшей истории полностью обеспечить внутренние потребности Крыма в природном газе. Только в 2014 году добыча газа была увеличена по сравнению с 2013 годом на 23%. "Нынешний отопительный сезон, как и прошлый, будет проведен на должном уровне", - уверен глава республики.
В рамках развития энергетического комплекса Крыма сейчас ведется обустройство Одесского газового месторождения. На следующий год запланирована разведка Поворотного месторождения. Предполагается, что их разработкой будет заниматься "Черноморнефтегаз".
Резерв для развития экономики и социальной сферы полуострова позволит создать газопровод из Краснодарского края в Крым, строительство которого должно начаться в первой половине 2016 года. Средства на него заложены в Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя. Продолжением станет строительство магистрального газопровода Керчь-Симферополь-Севастополь. Он обеспечит голубым топливом новые теплоэлектростанции.
Власти Крыма намерены обеспечить природным газом все населенные пункты полуострова до 2020 года.