Ставка слишком высока. Губернаторы, чиновники и банкиры о сложностях с ГЧП
В национальном центре ГЧП признают, что запущенные проекты затягиваются и дорожают, но предлагают не отказываться от концессий
МОСКВА, 17 декабря. /ТАСС/. Власти нескольких российских регионов заявили об отказе от инструмента государственно-частного партнерства или о сложностях с ним на фоне высокой ключевой ставки и фактора неопределенности в экономике.
В национальном центре ГЧП признают, что уже запущенные проекты затягиваются и дорожают, но предлагают выход - их приоритизацию и льготное финансирование: надо не отказываться от концессий, а сильнее страховать риски. В Минэкономразвития РФ же заверяют, что формат по-прежнему остается "ключевым механизмом взаимодействия государства и бизнеса", и даже прогнозируют рост инвестиций.
Согласны ли с этим эксперты и какое будущее ждет ГЧП-проекты, разбирался ТАСС.
Что не нравится
Механизм государственно-частного партнерства больше не будет использоваться при реализации проектов в Новосибирской области, за исключением отрасли обращения с ТКО, заявил журналистам губернатор региона Андрей Травников. По его словам, взаимоотношения подрядчика, банка и частного партнера излишне сложны, а неисполнение обязательств хотя бы одним из участников проекта приводит к срыву сроков. Еще одна причина - возвратность средств концессионера, завязанная на ключевой ставке. Меняется ставка - меняется финансовая модель. "Конечно, мы не могли предположить, что вдруг ставка ЦБ будет 18%, как весной 2022 года, или 21%, как сегодня. Под такие проценты строить что-то, в том числе социальные объекты, просто неразумно", - утверждает он.
Власти Самарской области также установили запрет на заключение новых концессионных соглашений до конца 2025 года. "Концессия - это способ заемного привлечения средств, причем более дорого, чем просто кредит", - сказал, выступая перед депутатами, губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев.
В Оренбургской области ТАСС рассказали, что завершат все действующие ГЧП-проекты, но будут дополнительно считать риски в случае потребности в новых. "Сейчас основная угроза развитию ГЧП - это высокая ставка, потому что одной стороной в государственно-частном партнерстве всегда выступали банки, которые кредитуют. Если раньше ставка по этим кредитам была до 10%, то на сегодняшний день она составляет под 30%. Это существенное удорожание проектов и риск того, что инструмент ГЧП не так популярен, как был раньше", - пояснил ТАСС вице-губернатор, министр экономического развития Оренбургской области Игнат Петухов.
С ним согласен уполномоченный по защите прав предпринимателей в Севастополе Илья Пестерников. "Экономическая ситуация такова, что трудно предсказать результаты слишком длительных и сложных проектов. Поэтому сейчас не самое подходящее время для использования таких механизмов, как ГЧП и концессия", - считает он.
Изначально главный принцип механизма ГЧП основывался на том, что концессионер вкладывает свои средства в строительство объекта, а регион, получив объект в эксплуатацию, постепенно компенсирует концессионеру его затраты, отметил ТАСС глава Архангельской области Александр Цыбульский. "На практике же получается, что регион, обеспечивая капитальный грант из областного бюджета, вынужден нести часть расходов "в моменте". Более того, возникновение потенциально возможных неблагоприятных условий может приводить к увеличению обязательств концедента, особенно в условиях увеличения ключевой ставки", - добавляет он.
Трудности с прогнозированием
Механизм ГЧП - один из наиболее часто используемых при реализации крупных проектов. Получив в России первоначальное развитие в транспортной отрасли, он впоследствии стал применяться в коммунальной сфере, при строительстве и модернизации социальных объектов, в области обращения с ТКО и так далее. ГЧП имеет множество контрактных форм, единым остается наличие концедента (заказчика - как правило, это государство), концессионера (исполнителя - как правило, это бизнес), финансового института для финансирования проекта, и условий по периоду и форме возвратности средств.
Сегодня в России реализуется свыше 3,5 тыс. проектов на 7,9 трлн рублей в форме соглашений о ГЧП и концессий (с учетом федеральной ВСМ Москва - Санкт-Петербург стоимостью 2,2 трлн рублей), рассказали ТАСС в национальном центре ГЧП.
Среди объективных обстоятельств, которые оказывают свое влияние на реализацию проектов ГЧП, там называют высокую ставку и связанный с этим рост стоимости заемного финансирования.
"Таким образом, инвестор и концедент сталкиваются с ростом стоимости проекта и необходимостью распределить эту дополнительную стоимость. Данная ситуация является одной из причин затягивания проектов. Если ограничиваться последним пятилетним периодом, то порядка 70% имеют проблемы как минимум со сдвигами сроков реализации проекта и вытекающими отсюда последствиями, такими как заморозка уже инвестированных активов, удорожание стоимости строительства и неисполнение целевых показателей", - рассказали в пресс-службе центра.
Так, в Новосибирской области уже неоднократно переносили срочки ввода четвертого моста через Обь и семи поликлиник, которые строятся с помощью механизма концессии и ГЧП. Также в области было заключено соглашение о строительстве школ по концессии, однако позднее на концессионера было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, а школы так и не были достроены.
В Башкирии есть как неудачный пример, так и наоборот. В 2021 году власти заявили о пересмотре соглашения с группой компаний "Синара" по модернизации электротранспорта в Уфе из-за неприемлемых условий, проект так и не был реализован. С другой стороны, строительство замороженного в 1990-х годах тоннеля в Уфе, который через мост соединяет город с трассой М-5, было завершено именно по концессии. Важно, что руководство страны уделяет внимание инструментам ГЧП, отмечают в центре ГЧП и предлагают не отказываться от концессий, а сильнее страховать риски.
Форс-мажор и оценка рисков
В этот инвестиционный цикл самим важным станет льготное финансирование и строгая бюджетная приоритизация объектов, полагают эксперты центра. А юристам - как от государства, так и от бизнеса - при заключении ГЧП-контракта нужно предусмотреть и форс-мажорные обстоятельства.
"От того, насколько качественно будут проведены работы на этом предварительном этапе, будет зависеть "устойчивость" соглашения уже после его заключения", - добавляют в центре ГЧП, и настаивают на привлечении к контракту высококлассных узкопрофильных специалистов.
По мнению вице-президента Газпромбанка Марии Скрябиной, сегодня стоит предпочесть механизмам ГЧП классический государственный заказ, если речь идет о некапиталоемких социальных проектах.
При этом крупные инфраструктурные проекты с коммерческой составляющей (такие как платные дороги, мосты, кампусы) не могут быть реализованы без привлечения внебюджетных средств, и для них механизм ГЧП наиболее эффективен, считает она. Что касается рисков, связанных с ростом заемного финансирования, то важно найти инструмент, который позволит поддержать как уже реализуемые проекты, так и ГЧП-сделки на этапе структурирования.
"Требуется разработка системного решения, соответствующего задачам государственной политики по финансированию новых проектов и поддержке действующих в текущих условиях, например, через инструменты рефинансирования ЦБ", - отмечает она.
В Минэкономразвития РФ отмечают, что ГЧП в условиях текущей макроэкономической ситуации остается ключевым механизмом взаимодействия государства и бизнеса и одним из основных инструментов поддержки инвестиций. Инструмент позволяет хеджировать государству риски, и реализовывать крупные инфраструктурные проекты с длительным сроком окупаемости, говорят в ведомстве. По прогнозу МЭР, к 2030 году объем законтрактованных инвестиций по проектам ГЧП вырастет на 30% к уровню 2024 года и достигнет 10 трлн рублей.