ГД приняла ужесточение контроля за сделками крупных финансовых организаций
Предлагаемый подход позволит точечно контролировать сделки, совершение которых может оказать негативное влияние на состояние конкуренции на соответствующем рынке финансовых услуг, и применять риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией
МОСКВА, 17 декабря. /ТАСС/. Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон о дополнительном механизме контроля за сделками крупных финансовых организаций. Документ инициирован правительством РФ.
Законом вводится дополнительный контроль за совершением сделок, осуществляемых крупными финансовыми организациями. Это касается организаций, стоимость активов (суммарной стоимости активов финансовых организаций, входящих в одну группу лиц) которых превысит значения, установленные правительством РФ, в том числе по согласованию с Банком России, независимо от размера активов приобретаемой финансовой организации. Дополнительный контроль за сделками крупных финансовых организаций в отношении иных финансовых организаций того же вида, стоимость активов которых не превышает значения, установленного постановлениями правительства РФ, необходим для разрешения проблем, связанных с ростом концентрации на соответствующих рынках финансовых услуг, указали в кабмине.
Предлагаемый подход позволит точечно контролировать сделки, совершение которых может оказать негативное влияние на состояние конкуренции на соответствующем рынке финансовых услуг, и применять риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией без необходимости нести дополнительные регулятивные издержки остальным участникам рынка, говорится в пояснительной записке. "По оценкам ФАС России и Банка России, финансовый рынок характеризуется высокой степенью концентрации в отдельных сегментах, что особенно характерно для сегментов оказания услуг физическим лицам (кредитование, привлечение средств, платежные и инвестиционные услуги) и связано, в том числе с эффектом масштаба, сетевыми эффектами у крупнейших участников рынка, опережающим развитием их цифровых сервисов", - указывают в кабмине.
Кроме этого, в частности, предусматривается возможность государственной или муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа, если такая преференция предоставляется в соответствии с госпрограммами (подпрограммами) РФ, госпрограммами (подпрограммами) субъектов РФ и муниципальными программами (подпрограммами), направленными на развитие самозанятости. ФАС России предоставляется возможность обращаться с ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Уточняется перечень сведений, содержащихся в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства, основания для оставления антимонопольным органом указанного заявления без рассмотрения, а также случаи, при которых комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.