21 ОКТ, 09:00

Леонид Левин: проникновение интернета в РФ – самое высокое в СНГ и БРИКС, но оно застыло

Председатель правления РОЦИТ рассказал ТАСС в преддверии форума RIW-2015, как юзеру "быть услышанным" в огромном мире Рунета, и что для этого может пригодиться

МОСКВА, 21 октября. /ТАСС/. В конце прошлого года в Рунете остро встал вопрос о том, что кто-то должен защищать интересы российской интернет-аудитории. Эту роль на себя взял Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) – старейшая российская организация пользователей интернета, в длительной истории которой немало судьбоносных проектов и решений для Рунета. В этом году РОЦИТ вновь привлек к себе внимание целым рядом инициатив, прямо направленных на интересы обычного юзера. О том, как юзеру "быть услышанным" в огромном мире Рунета, и что для этого может пригодиться, в преддверии форума RIW-2015 рассказал Леонид Левин – председатель правления РОЦИТ, по совместительству глава думского комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи.

– Леонид Леонидович, РОЦИТ – одна из старейших действующих организаций в сфере интернета. Что поменялось в пользовательской среде за те годы, что ваша организация наблюдает за рунет-пространством?

– РОЦИТ был основан в 1996 году, когда Всемирная сеть была на начальном этапе своего развития. Целью РОЦИТ являлось создание дружественной интернет-среды и популяризация цифровых технологий среди пользователей. Сейчас сложно представить, но в те времена вся аудитория Рунета составляла 8 млн человек, и большинство из них заходило в Сеть пару раз за полгода. Стоимость доступа в интернет в соседних регионах могла различаться на порядок, а мобильного интернета не было в принципе.

Сейчас эпоха совершенно другая – ее все чаще называют цифровой. Повседневную жизнь среднестатистического гражданина трудно представить без интернета. Цифровые сервисы активно используют люди разных возрастов и профессий, от младших школьников до пенсионеров и от «гуру программирования» до секретарей и учителей. Через Сеть можно сделать денежный перевод, заказать справку в госоргане, посмотреть фильм или поиграть в многопользовательскую игру. Жизнь в цифровом пространстве стала разнообразной, при этом увеличились цифровые угрозы, опасности для граждан с применением высоких технологий. В результате главной задачей стало помочь пользователям защитить себя и свои интересы в цифровой среде. Именно это и стало основной миссией РОЦИТ после активизации его работы в 2014 году, которую из-за масштабности проектов также называют перезапуском. В нашей главной задаче нам помогают члены нашей организации – руководители крупных компаний, журналисты, депутаты, лидеры мнений в цифровой и офлайновой среде.

– Что в общем и целом можно сказать о современном российском интернет-пользователе?

– Российский пользователь очень активен в Сети. Это его главная отличительная черта. Он проводит много времени в социальных сетях, переходит из одного сервиса на другой. Такая миграция для наших соотечественников – довольно обычная вещь. Россияне обычно более требовательные, чем западные пользователи.

– То есть наш интернет-юзер использует Сеть более привередливо, чем такой же юзер на Западе?

– В целом да. Ключевая проблема и на Западе, и у нас одинаковая: возможности в интернете опережают уровень цифровой грамотности пользователей, то есть комплекса знаний и навыков для эффективного и безопасного использования цифровых сервисов. Проще говоря, люди далеко не всегда знают о возможностях интернета и о связанных с ними угрозах личной безопасности. Львиная доля киберпреступлений связана с кражей денег, однако немало и случаев кражи персональных данных, покушений на честь и достоинство людей – так называемого киберунижения, распространения вредоносных веществ и противоправного контента.

В начале этого года РОЦИТ совместно с НИУ ВШЭ запустил проект «Индекс цифровой грамотности», цель которого - получше узнать нашу цифровую аудиторию. К проекту также привлекли ВЦИОМ, Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), TNS, Росстат и крупнейшие соцсети. Результаты довольно интересны. В интернете у нас сейчас более 80 млн человек, треть использует мобильный интернет. Проникновение интернета в России – самое высокое в СНГ и БРИКС, однако пока оно застыло на отметке 75-80%. «Цифровой разрыв», о котором активно говорили лет семь-восемь назад, пока еще до конца не преодолен. То есть еще около 40 млн россиян вообще никогда не использовали интернет, в ряде регионов проблема с доступным интернет-подключением пока не решена. Что же касается безопасности, то из тех, кто сталкивался в интернете с теми или иными угрозами, большинство считает, что от всего должен защитить антивирус.

В ходе проекта "Индекс цифровой грамотности" все полученные онлайновые данные и офлайновые, как по стране, так и по отдельным регионам, накладывались друг на друга, чтобы выявить закономерности. Например, каким образом уровень доходов населения зависит от проникновения интернета, как связаны зарплаты и потребление цифровых услуг и так далее. В итоге мы сформировали Индекс цифровой грамотности жителей регионов Российской Федерации и попытались оценить уровень знаний граждан о современных технологиях. Первые результаты исследования мы представим буквально на днях - 21 октября, в рамках самой крупной интернет-конференции в России Russian Interactive Week (RIW-2015).

– Можно ли сказать, что киберпреступность порождается низкой цифровой грамотностью?

– Это будет только частью правды. Жертвой киберпреступников может стать и  весьма подкованный в цифровой реальности человек. Проблема значительно сложнее, и одна из ее граней в том, что человек не верит в какую-либо помощь и защиту его интересов в интернете. В том числе и из-за личного негативного опыта – скажем, у него сняли деньги, возможно небольшие, он пишет в службу поддержки, а в ответ получает либо отписку, либо вообще ничего. О том, чтобы пойти в правоохранительные органы, в случае если пользователь становится жертвой в виртуальном мире, многие не задумываются. Считают, что полиция живет в другом мире.

На эту проблему РОЦИТ обратил внимание очень давно, когда взрывной рост Рунета еще только начался. Еще в 2008 году была запущена первая в России «Горячая линия Рунета» – сервис, через который можно было сообщить о противоправных действиях в интернете, в том числе анонимно. Методами общественно-государственного партнерства «Горячая линия» содействовала прекращению оборота противоправного контента и помогала правоохранителям в их деятельности. В среднем подтверждалось каждое второе сообщение от пользователей, девять из десяти страниц по сигналам «Горячей линии» становились недоступны.

В апреле этого года спектр «Горячей линии» расширился – появился специальный раздел «Жалобная книга». Он предназначен для жалоб, связанных с потреблением тех или иных интернет-услуг. Например, сюда попадают проблемы во взаимодействии с интернет-магазином, несанкционированное списание средств со счета, проблемный сервис интернет-провайдера, сюда же перешло интернет-мошенничество и добавились проблемы с авторскими правами. За прошедшие полгода в общем и целом более 25% жалоб пришлось на проблемы с интернет-магазинами, равнозначно по 20% составили онлайн-мошенничество и жалобы на качество услуг связи и около 10% - на другие проблемы с онлайн-сервисами.

- Что делает «Горячая линия» по жалобам? Передает информацию в полицию и Роспотребнадзор?

- Если требуется, то и это тоже. Что касается «Жалобной книги», то здесь мы ставим своей главной задачей наладить диалог между пользователем и онлайн-сервисом, помочь разрешить проблему при нашем посредничестве. Идеально для нас, если после нашего включения пользователь и сервис начинают продуктивную коммуникацию и решают проблему. Если же сервис «не слышит» клиента, тогда можем подключить и профильные госорганы. В случае поступления потока схожих жалоб сотрудники «Горячей линии» связываются с поставщиком услуги, и в ходе выявления проблемы происходит ликвидация не только отдельно взятой проблемы, но и ряда аналогичных недочетов.

Взять, например, массовую историю со списаниями денег с мобильных или интернет-счетов. Пользователь оказывался даже не в курсе, что он якобы на что-то подписался на тех или иных условиях. Или же когда-то бесплатная услуга вдруг стала платной, а пользователя забыли от услуги отключить. Чтобы решать такие проблемы более оперативно, РОЦИТ заключил соглашения о взаимодействии с тремя крупнейшими мобильными операторами по работе как с такими случаями, так и с другими цифровыми нарушениями.

В планах РОЦИТ – запуск единой консультационной линии, где эксперты в узкоспециализированных направлениях будут консультировать пользователей по различным проблемам в интернете.

– В прессе, особенно западной, очень часто пишут про «чересчур продвинутых» наших пользователей – «страшных русских хакеров», которые обчищают западные банки. Как это соотносится с проблемами в цифровой грамотности?

– Цифровая грамотность – это не только и не столько умение программировать и находить «дырки» в чужом коде. Это еще и понимание собственной ответственности и умение направить усилия в позитивное русло. Пример с хакерами говорит лишь о высоком уровне программно-технической компетентности отдельных лиц, а это лишь часть цифровой грамотности общества в целом.

Часто оказывается, что продвинутому в программно-техническом плане человеку, особенно подростку, сложно реализоваться профессионально – и его затягивает киберкриминал. Европейцы еще два года назад обратили внимание на падение популярности IT-специальностей где-то на 13%, это говорит о том, что молодежь у них не представляет, как она сможет профессионально реализоваться в IT. В этом направлении РОЦИТ, держа руку на пульсе интересов пользователей, реализует специальный проект «Буду гуру» (BUDU GURU) – он направлен на популяризацию профессий IT. Создан ресурс – навигатор образовательных возможностей в сфере информационных технологий. Проект создан при поддержке крупнейших российских IT-компаний для того, чтобы помочь молодым людям стать успешными профессионалами в самой перспективной отрасли на сегодняшний день. На сайте в доступном формате собрана и представлена информация о профессиональных и образовательных возможностях в IT-индустрии. BUDU GURU создан стать эффективным инструментом для построения карьеры в IT. Он охватывает профессии, профориентационные тесты и ссылки на доступные курсы и семинары.

Ресурс включает в себя встречи ребят с интересующими их представителями IT-брендов, участие в соревнованиях программистов, повышение программно-технической грамотности и привлекательности IT-направления. Действует раздел «Стажировки», и мы предполагаем, что в результате этих активностей «юные гении» будут входить в прямое взаимодействие с IT-компаниями и находить там будущую работу.

– Еще одна черта, которую считают свойственной Рунету, – это развитая общественная активность и даже политизированность. Какие вопросы стремится обсуждать в Сети российский пользователь?

– Действительно, не так давно наша блогосфера считалась одной из самых политизированных. Однако говорить о том, что российских пользователей интересует только то, что связано с политикой, было бы неверно. Пользователи обсуждают все, что затрагивает их жизнь, и стремятся через интернет улучшить свою среду обитания.

Интернет для этого – прекрасное место и средство. Он позволяет собрать в одном месте множество пользователей с разным экспертным уровнем и разными точками зрения. Также интернет предоставляет возможность, которую ищут многие, – напрямую общаться с представителями бизнеса и государства посредством онлайн-обсуждений и онлайн-голосований. 

Для этого в обновленном РОЦИТ также был создан специальный инструмент – «Голос Рунета». Это виртуальная платформа, которая создала возможность заявить о своем мнении, повлиять на качество и скорость решения общественных, экономических, социальных и образовательных проблем, связанных с IТ-отраслью. Главная задача «Голоса» – представить официальную позицию интернет-сообщества по проблемам, которые волнуют его в данный момент времени или могут затронуть в будущем.

– И каков статус таких обсуждений?

– Любое обсуждение слышат тогда, когда оно достаточно представительно и конструктивно. «Голосу Рунета» удалось организовать именно такое обсуждение. Например, совсем недавно на «Голосе» проходило публичное обсуждение Президентской программы развития интернета, которую готовит Институт развития интернета (ИРИ) по поручению президента.

Предложения к Программе готовят эксперты интернет-сферы при координации со стороны ИРИ. По результатам ее обсуждения – а к нему мог подключиться любой – оказалось, что граждане, активно пользующиеся интернетом, в значительной мере разделяют и поддерживают взгляды экспертов отрасли. Предложенные пути решения существующих проблем встретили одобрение у большинства опрошенных. Более половины опрошенных (52%) отметили, что интернет на данном этапе не обеспечивает получение быстрой и квалифицированной медицинской помощи в труднодоступных местах. В то же время многие видят потенциал данного направления развития интернета. Столько же - 52% - поддержало развитие платной модели потребления контента (аудио, видео, изображений), но при этом лишь 28% пользователей согласились с тем, что снижение доступности пиратских медиапродуктов должно обеспечить справедливую конкуренцию и развитие отечественных производителей и сервисов. Граждане справедливо требуют от государства и отстаивают свои права для получения качественных услуг, в том числе онлайн.

Мы планируем сформировать вокруг РОЦИТ сообщество пользователей, которым небезразлична судьба Рунета. Наша задача – сделать так, чтобы к ним прислушивались при разработке законопроектов, при блокировке или создании каких-либо ресурсов. Онлайн-сервисы - уже больше, чем коммерция, это экосистема, в которой мы живем.

– Куда, по-вашему, дальше будет развиваться интернет в нашей стране?

– Главное, что хотелось бы отметить, – доступ в интернет перестал быть просто услугой. Сейчас это в первую очередь неотъемлемое право гражданина. Каждому пользователю Рунета должен быть доступен одинаковый спектр базовых услуг через интернет, особенно государственных, вне зависимости от города проживания, везде и всегда.

Что касается интернет-бизнеса, то здесь выделяются два тренда. С одной стороны, сегодня интернет-компании вошли в число самых социально ответственных. Они развивают различные проекты, ориентированные именно на широкие слои пользователей, отдельное направление у многих – обеспечение детской безопасности. С другой – в интернет активно идут те сервисы, которые раньше считались чисто офлайновыми. Сейчас это уже поставщики коммунальных услуг, компании в области транспорта и многие другие.

Как я уже говорил, в России сохраняются резервы для увеличения интернет-аудитории – более 40 млн людей пока не "интернетизированы". Одной из своих главных целей мы в РОЦИТ видим содействие их подключению и обучению – ведь те, кто уже вышли в онлайн, в большинстве своем позитивно оценивают те преимущества, что они получили. С другой стороны, нужно постоянно держать руку на пульсе развития интернет-сферы, в том числе в вопросах безопасности – поэтому наши многолетние проекты в сфере повышения цифровой грамотности и борьбы с негативными действиями в Сети будут продолжены.

РОЦИТ должен стать защитником для каждого пользователя интернета в России. Мы строим эффективный диалог между обществом, государством и бизнесом. Мы считаем, что большинство вопросов Сети необходимо решать на уровне саморегулирования, и государство должно вмешиваться только там, где отрасль и отношения между гражданами и бизнесом не смогут разрешить проблемы сами. Надеемся, что именно в этом направлении – с учетом действенной защиты обычных пользователей – и будет продолжаться развитие Рунета.

 

 

Читать на tass.ru
Теги