Алексей Груздев: приход онлайн-магазинов из КНР в РФ открывает их рынок для наших товаров
"Насчитывается не один десяток российских компаний, которые хотят работать в Китае", - заявил торгпред России в КНР
В середине октября в Харбине прошло Второе Российско-Китайское ЭКСПО. По его итогам торгпред России в Китае Алексей Груздев рассказал ТАСС о влиянии сложной экономической ситуации на товарооборот между странами, перспективах взаиморасчетов в национальных валютах, совместных проектах, двусторонних поставках и развитии интернет торговли.
- Как влияет на торговый обмен кризисные явления в экономике, девальвация валют? Стоит ли ожидать роста товарооборота между Россией и Китаем по итогам текущего года?
- Я оптимист и всегда рассчитываю на позитивную динамику, но надо опираться на факты и реальное положение дел. В этом году у нас наблюдается сокращение объемов взаимной торговли. Это вполне объективная ситуация. Оказывает свое влияние и конъюнктура мировых рынков, в первую очередь, цена на нефть - при таком ее резком падении сложно ожидать роста российско-китайского товарооборота, учитывая преобладающую долю энергоресурсов в российском экспорте. Девальвация рубля сказывается на платежеспособности российских потребителей, что также приводит к замедлению торговли.
Но и в китайской экономике наметились тенденции к замедлению роста как промышленного производства, так и внешней торговли. Это, в том числе, затрагивает и Россию. По данным ФТС России за восемь месяцев этого года, снижение двустороннего товарооборота составило около 29% - до $42 млрд. Российский экспорт в Китай за этот период снизился на 26% - до $19 млрд, по импорту отрицательная динамика более выраженная - около 32%.
- Как отразились сложности в экономике двух стран на поведении инвесторов? Ушли ли какие-то китайские компании с российского рынка? Есть ли приостановленные проекты?
- По тем проектам, которые отслеживает и сопровождает торгпредство, мы пока не фиксировали случаи закрытия производств или приостановки сотрудничества. Более того, продолжается реализация крупных проектов и ведутся переговоры по ряду новых соглашений, китайские инвесторы продолжают проявлять интерес к инвестированию в Россию. В качестве примера: в рамках визита президента РФ в Китай 3 сентября 2015 г. было подписано соглашение между ОАО "КАМАЗ" и китайским автомобильным производителем "Хуатай Моторс", предусматривающее создание современного автопроизводства в Татарстане. Кроме того, подписано и соглашение о совестном развитии центров обработки данных в Иркутской области, а также ряд документов об инвестиционном сотрудничестве в энергетике.
И экономисты, и предприниматели понимают, что определенные кризисные явления отнюдь не только риск, но и потенциальная выгода. Когда вы инвестируете в экономику, где все стабильно и спокойно, то вы один среди многих. А когда заходите на стадии снижения, то имеете возможность стать первым в очереди, которая за вами выстроится на этапе восстановления. Китайские предприниматели хорошо осознают это преимущество, принимая во внимание и фактор существенного удешевления части российских активов, а также снижения производственных издержек на инвестиции.
Такой интерес дополнительно подкрепляется улучшающимся инвестиционным климатом. Это и решения по территориям опережающего развития (ТОР) - в России уже действуют восемь таких зон. Разумеется, это и свободный порт Владивосток: мы отмечаем существенный интерес со стороны китайских партнеров. Ни одна наша встреча не обходится без вопроса о Дальнем Востоке и предлагаемых льготных режимах.
Поэтому, по нашим данным, проекты не закрываются, и китайские капиталы не уходят. Другое дело, что инвесторы сейчас могут быть менее активными в реализации своих решений, ведь стратегия любого предпринимателя должна быть скорректирована с учетом сложившейся ситуации. Только в портфеле российско-китайской межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству, которую курируют первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли, насчитывается 58 проектов. Обсуждение по этим проектам ведется регулярно.
22-23 октября в Пекине проходит седьмая Китайская ярмарка зарубежных инвестиций (COIFAIR-2015). В рамках этого мероприятия под эгидой межправкомиссии проводится круглый стол, посвященный развитию инфраструктурных проектов с упором на транспортную составляющую, где китайским инвесторам предлагается целый ряд проектов, как уже одобренных межправкомиссией, так и совершенно новых.
- На каком этапе находится проработка вопроса по переходу на взаиморасчеты в рублях и юанях? Когда этот механизм может заработать?
- Юридическо-правовые основы для таких взаиморасчетов существуют уже давно, между центробанками двух стран подписаны необходимые соглашения. Осуществляются торги парой "рубль-юань" на Московской и Шанхайской биржах. По итогам прошлого года объем операций, совершенных через юаневые счета российских банков в китайских кредитных учреждениях, превысил отметку в $20 млрд. Объем операций в рублях китайских банков превысил $18 млрд.
Если брать обслуживание взаимной торговли, то в первом полугодии 2015 г. около 6% российских экспортных контрактов были номинированы в национальных валютах. Показатель по импорту чуть больше - 12%. Усредненно получается, что доля национальных валют во взаимных расчетах составляет 8%. Да, это не 50%, но, тем не менее, и не 2%, как это было несколько лет назад.
Решение о взаиморасчетах, например в юанях, каждая конкретная компания принимает самостоятельно с учетом особенности коммерческой сделки, а также себестоимости привлекаемого банковского финансирования. Если речь идет о китайских банках, то стоимость их кредитов не всегда приемлема для российских компаний. Поэтому сейчас ведутся консультации с финансовыми учреждениями, чтобы сделать продукты, которые будут более востребованы российскими и китайскими компаниями. Дешевые кредиты в юанях создадут больше стимулов использовать эту валюту во взаиморасчетах.
Соглашение о валютных свопах между Россией и Китаем было подписано в том числе для создания необходимой ликвидности, которая могла бы использоваться российскими банками для предоставления российским компаниям кредитов в юанях и наоборот. Если компания на долгосрочной основе работает с Китаем, ей проще взять у российского банка юани и рассчитаться ими со своими контрагентами. Сейчас прорабатывается вопрос, как предоставлять российским банкам этот лимит, какие принципы будут использоваться для привлечения компаний. И самое главное, на каких финансовых условиях российские банки смогут выдавать такие кредиты в юанях, а китайские - в рублях. 20 октября в Санкт-Петербурге прошло очередное заседание подкомиссии по финансовому сотрудничеству, эта тема там обсуждалась.
- За последний год на российский рынок вышло несколько китайских игроков электронной коммерции. Видите ли Вы в этом больше плюсов или минусов для России?
- С точки зрения интересов конечных потребителей и развития свободной конкуренции, вижу только положительные моменты в приходе на российский рынок китайских торговых онлайн площадок. На первом этапе это может стать ударом для отечественных игроков, однако впоследствии создаст дополнительный стимул к качественному развитию. Всегда лучше соперничать с сильным - это заставляет становиться крепче.
Приход китайских игроков в Россию интересен еще и тем, что они попутно открывают рынок Китая для российских производителей: по этим каналам могут пойти встречные потоки отечественных товаров. Здесь, в Китае есть колоссальный потребительский спрос. В первую очередь, это касается российских продуктов питания: шоколада, меда, мороженого, колбас, напитков. Китайских потребителей могут заинтересовать и интересные, инновационные решения российских производителей. В частности, на площадке китайской Alibaba есть специальный проект для продвижения иностранных брендов и товаров на территории Китая, и российские производители также могут участвовать в нем.
На недавнем заседании подкомиссии по таможенному сотрудничеству обсуждались вопросы трансграничной электронной торговли. Таможенные службы двух стран смотрят позитивно на это явление, готовы оказывать содействие. При этом будет обеспечиваться четкий контроль, чтобы исключить злоупотребления. Не должны формироваться схемы, когда под видом розничной покупки создается оптовый заказ.
- Недавно компания Yota Devices договорилась с китайской ZTE о производстве российских смартфонов YotaPhone на мощностях в Китае. Какие еще компании заинтересованы в локализации производства российской продукции в Китае?
- Таких компаний, думаю, немало. Вопрос в другом: чтобы принять решение о локализации, нужно подготовить серьезные технико-экономические обоснования и понять, будет ли эта продукция здесь востребована. Кроме того, в Китае постоянно растет себестоимость производства, что неминуемо сказывается на конкурентоспособности произведенных в стране товаров. В Китае ажиотажный спрос на смартфоны, пользователи постоянно меняют модели по мере выхода новинок на рынок. Рынок покажет реальный спрос на эту продукцию.
Думаю, что хороший шанс есть у российских высокотехнологичных предприятий, обладающих современным, инновационным продуктом - Китай предъявляет серьезный спрос на такие товары. Есть у партнеров и потребность в международной кооперации, так как, несмотря на серьезный прорыв в инновационном развитии, страна далеко еще не все может производить самостоятельно. Речь, частности, может идти об IT-продуктах, программном обеспечении. Сейчас на этом направлении активно работает российская ABBYY Production. Буквально на днях при нашем содействии в Шанхае прошла презентация этой компании. Их активно поддерживает Российская венчурная компания (РВК). Кроме того, в Китае представлена пермская компания Prognoz, которая делает программные решения для промышленных предприятий. Не говоря уже об успешном опыте Касперского. В нашем портфеле заявок есть еще ряд таких компаний, которые предлагают продукты по автоматизации производства для металлургии и других крупных промышленных секторов.
Что касается промышленной сферы, есть интересный проект в области алюминиевой промышленности. Это группа компаний "Ви Холдинг", они ведут свой бизнес в провинции Хэнань достаточно давно. Создан ряд современных предприятий, суммарно объем капиталовложений группы в Китай уже превысил $3 млрд.
Насчитывается не один десяток российских компаний, которые хотят работать в Китае, потому что локализация - это возможность упрощенного выхода на рынок. Если готовая продукция "не проходит", можно подумать о том, чтобы здесь организовать производство.
На днях вице-губернатор провинции Хэйлунцзян рассказал, что они для себя не видят проблемы, если мы будем разделять компетенции. По его мнению, необязательно производить в Китае полностью готовое изделие. Стоит проанализировать конкурентные преимущества российских предприятий, для начала приграничных (это обусловлено удобной и дешевой логистикой), и, например, часть изделия производить в России, а окончательную сборку - в Китае. Договорились, что китайские коллеги проанализируют производственную структуру своих предприятий на предмет выявления тех элементов взаимодействия, которые могли бы быть интересны китайским промышленникам. Мы со своей стороны вместе с регионами на Дальнем Востоке для начала, могли бы понять, какие у нас есть компетенции и попытаться сопрячь промышленную кооперацию на примере отдельно взятых территорий.
- Ранее был подписан меморандум о создании российско-китайского альянса экономического развития сотрудничества "Шелковый Путь". Каковы основные направления деятельности по данному документу? На какой срок он рассчитан?
- В мае было принято решение о сопряжении важных интеграционных процессов-развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и инициативы формирования "Экономического пояса Шелкового пути". Совместное заявление было подписано лидерами России и Китая. Но ЕАЭС - это пять стран, поэтому сейчас идет речь о том, чтобы в рамках договоренности развивать диалог именно в формате "5+1". У этого заявления нет определенных сроков, оно о принципиальной готовности работать над сопряжением. Сотрудничество будет созревать по мере формирования условий. В заявлении определены направления сотрудничества: создание максимально льготных условий для укрепления торговли, технологическая кооперация, инновации, совершенствование инфраструктуры.
В конце сентября в Пекине состоялись первые экспертные консультации научного сообщества, где представители всех пяти стран ЕАЭС и Китая обсудили предпосылки и возможные направления сотрудничества.
Эта работа будет серьезным дополнением к инвестиционному сотрудничеству в двустороннем формате. Задача - найти те направления и проекты, которые отвечают интересам всех стран ЕАЭС.
С точки зрения России очень важно в контексте сопряжения развитие международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2". Мы также заинтересованы в максимальном использовании транзитного потенциала РФ. Это и Байкало-Амурская магистраль (БАМ), и Транссибирская магистраль (Транссиб). Есть программа по их модернизации, а подключение Китая в рамках инициативы развития "Экономического пояса Шелкового пути" может ускорить этот процесс. Уже есть товарные поезда, которые идут из Центрального и Восточного Китая в Европу через Казахстан и европейскую часть России. А северо-восточные провинции Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь) заинтересованы в организации транзита через всю территорию нашей страны.
- В свое время СССР построил на севере Китая несколько предприятий. Недавно появилась информация, что они могут быть модернизированы с участием российской стороны. Действительно ли это так, и о каких предприятиях идет речь?
- Эта идея возникла еще в прошлом году в рамках подготовки к первому российско-китайскому ЭКСПО. Китайская сторона помнит помощь, которую Советский Союз оказал в первые годы становления КНР. При содействии советских специалистов закладывалась основа отраслей молодой экономики. Всего было сооружено 156 промышленных объектов, часть из них как раз в провинции Хэйлунцзян (автомобильные и тракторные заводы). Китайские коллеги предложили совместно с нашими профильными ведомствами найти в России те предприятия (если, конечно, они еще функционируют), которые в свое время участвовали в строительстве упомянутых объектов, и посмотреть, какие остались, может ли быть взаимовыгодная кооперация уже на современном этапе. Пока это только идея, без выхода на конкретные договоренности. Необходимо учитывать, что с момента создания промышленных объектов в Китае прошло уже больше полувека. Модернизация многих из тех предприятий проводилась без участия наших специалистов. Поэтому речь видимо должна идти о всестороннем анализе того, насколько технические стандарты и технологии сейчас совместимы, как может быть использовано российское оборудование или "ноу-хау".
- Какие основные вопросы российско-китайского экономического сотрудничества были обсуждены в рамках Второго Российско-китайского ЭКСПО?
- Российско-китайское ЭКСПО проводится уже второй год подряд. Это универсальная выставка достижений в экономике, в совместной кооперации. Насыщенная деловая программа (только в официальной программе - 13 мероприятий) позволяет рассмотреть самые актуальные аспекты двустороннего взаимодействии: торговля, таможенное сотрудничество, ветеринарный и фитосанитарный контроль. Была рассмотрена и другая важная тема - техническое регулирование. Вопрос совместимости, гармонизации стандартов напрямую связан с доступом на рынок, в том числе и российского оборудования в Китай.
Повышенное внимание было уделено сельскому хозяйству - это направление сейчас крайне актуально. У нас здесь есть определенные достижения, но пока еще не реализован потенциал с точки зрения поставок российской сельхозпродукции на рынок Китая, в частности свинины и говядины. За последние годы в России серьезно увеличился потенциал производства мясной продукции, были созданы современные агрохолдинги, и целый ряд отечественных предприятий проявляют большой интерес к поставкам на китайский рынок.
В настоящий момент такие поставки запрещены, компетентными ведомствами двух стран ведется напряженная работа по урегулированию вопросов доступа на рынок. В ближайшее время мы ждем инспекцию китайских специалистов в Россию на ряд предприятий. Это обязательная процедура, предполагающая, в частности, оценку технологии производства и переработки. Надеемся, что после завершения этой работы начнутся первые поставки российской продукции. До конца года должны также выйти на договоренности о поставках в Китай зерновой продукции из России.
Кроме сельского хозяйства, рассматривались вопросы углубления сотрудничества в области освоения лесных ресурсов с упором на их глубокую переработку на территории нашей страны.
Тема транспортной доступности и трансграничного сообщения особенно актуальна здесь, на северо-востоке Китая. Поэтому на ЭКСПО были представлены проекты в области портового хозяйства, дорожного и мостового сообщения для совместного инвестирования с китайскими партерами.
Еще одно направление - это инновации и высокие технологии. На ЭКСПО прошло заседание Российско-Китайской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией. На российской экспозиции свои проекты представили РОСНАНО, Швабе, Объединенная двигателестроительная корпорация и "Вертолеты России". Заключено соглашение о сотрудничество в области спутников гражданского назначения.
Взаимный интерес, несомненно, растет. Убежден, что Третье Российско-Китайское ЭКСПО, которое пройдет в следующем году уже в России, будет не менее успешным.
Беседовали Алексей Селищев, Ксения Петрова