ВЭБ представил сценарии роста ВВП РФ в 2016-2018 годах
Внешэкономбанк ждет падения ВВП на 3,9% в 2015 году
МОСКВА, 3 ноября. /ТАСС/. Внешэкономбанк прогнозирует снижение ВВП РФ на 3,9% в 2015 году. Об этом говорится в прогнозе ВЭБа об экономическом развитии РФ в 2015-2018 годах.
"Негативный внешний шок, связанный с падением цен на нефть и антироссийскими санкциями, начал оказывать заметное воздействие на экономические показатели с конца 2014 года. Активная фаза экономического спада продолжалась в течение первых двух кварталов 2015 года. Суммарно ВВП сократился с декабря 2014 года по июнь 2015 года на 5,2%", - указано в прогнозе.
В зависимости от динамики нефтяных цен и эффекта мер бюджетной и денежно-кредитной политики ВЭБ рассматривает три сценария экономического развития в 2016-2018 годах. Первый или консервативный сценарий на грани стагнации подразумевает цену на нефть в 2016-2018 годах на относительно стабильных уровнях 50-55 долларов за баррель.
При этом данный сценарий предполагает проведение достаточно жесткой бюджетной и денежной политики. В целях обеспечения лучшей сбалансированности бюджета предполагается существенно ограничить размеры индексаций пенсий и зарплат в бюджетном секторе. В то же время для поддержания доходов населения и энергоемких предприятий данный сценарий допускает ограничение роста тарифов компаний инфраструктурного сектора уровнем ниже инфляции. В этих условиях рост ВВП в 2016 году оценивается в 0,7-1% и только в 2017-2018 годах возможен восстановительный рост на уровне 2,5-2,7%.
Второй сценарий динамики российской экономики предполагает более благоприятную динамику мировых нефтяных цен (55-60-70 долларов за баррель), что позволяет повысить доходы бюджета и увеличить валютные резервы. Рост ВВП в таком случае в 2016 году составит 1,3-1,6%, а в 2017-2018 годах стимулирующая динамика цен на нефть позволит выйти на рост ВВП в диапозане 2,8-3,3%.
Третий сценарий является умеренно-оптимистичным за счет стимулирующей денежно-кредитной и бюджетной политики. При этом динамика цен на нефть соответствует второму сценарию. Для стимулирования долгосрочного роста предполагается дополнительное финансирование здравоохранения, образования, науки, инфраструктурных проектов, мероприятий промышленной и аграрной политики.
На эти цели предусмотрено как дополнительные вложения из Фонда национального благосостояния (до 1/3 размера фонда), так и дополнительные бюджетные расходы в рамках государственных программ. Данный сценарий основывается также на относительно мягкой денежной политике, направленной на повышение доступности кредитных ресурсов и стимулирование инвестиции, в т.ч. за счет расширенного использования специальных кредитных инструментов Банком России.
Если более высокие нефтяные цены позволяют повысить темп роста ВВП на 0,6-0,8%, то реализация дополнительных стимулирующих мер в условиях значительных недогруженных мощностей потенциально могла бы увеличить темп роста ВВП в 2016 году до 3%, и в среднесрочной перспективе до 4% и выше без значимых инфляционных последствий.