Fiat "по-советски": 55 лет со дня рождения серийного "запорожца"
О первом советском легковом микролитражном автомобиле - в фотогалерее ТАСС
ТАСС-ДОСЬЕ. 22 ноября 1960 г. с конвейера сошла первая серийная партия новых автомобилей, получивших название ЗАЗ-965, или "запорожец". Автомобиль был создан по образцу итальянского автомобиля Fiat-600 с повторением его общей компоновки.
Базовая модель с двигателем мощностью 23 лошадиные силы выпускалась до 1963 г. С 1962 г. ее начала заменять модификация ЗАЗ-965А с более мощным двигателем в 27, затем - в 30 лошадиных сил.
Также существовали модификации для инвалидов, для перевозки почты и экспортная модификация 965Э/965АЭ, которая поставлялась небольшими партиями за рубеж под названием Yalta ("Ялта").
Всего было выпущено 322 тыс. 166 автомобилей всех модификаций. В 1969 г. ЗАЗ-965А на конвейере сменила следующая модель "запорожца" - ЗАЗ-966, разработанная в конструкторском бюро ЗАЗ.
ЗАЗ-965 представляет собой двухдверный четырехместный седан с заднемоторной заднеприводной компоновкой. Автомобили оснащались бензиновым карбюраторным V-образным четырехцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением.
В отличие от мотора Fiat-600, сделать двигатель компактным не удалось (от 746 куб. см у "запорожца" против 633 куб. см у Fiat-600). Поэтому вместо покатого завершения кузова, как у итальянского оригинала, у "запорожца" потребовалось сзади сделать "горб", из-за чего появилось одно из прозвищ автомобиля - Горбатый.
На момент начала серийного производства ЗАЗ-965 его розничная цена составляла 18 тыс. руб. (после денежной реформы 1961 г. - 1 тыс. 800 руб.).
О первом советском легковом микролитражном автомобиле - в фотогалерее ТАСС.