28 НОЯ, 19:07

Иранские власти рассказали об условиях инвестиций в добычу нефти после снятия санкций

"Газпром" и "Лукойл" имеют хорошие шансы принять участие в разработке нефтегазовых месторождений ИРИ, сообщил руководитель комитета Ирана по пересмотру нефтяных контрактов министерства нефти Ирана

ТЕГЕРАН, 28 ноября. /Спец. корр. ТАСС Глеб Брянский/. Иранские власти ожидают от международных нефтяных компаний инвестиций в производство оборудования и партнерских соглашений с местными компаниями. Эти условия станут ключевыми при распределении контрактов на добычу нефти в стране после снятия международных санкций.

В субботу иранские чиновники рассказали о деталях новых контрактов на добычу нефти на 52 месторождениях представителям крупнейших мировых нефтегазовых компаний, включая российские "Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть" и "Татнефть".

"Любая иностранная компания, которая будет добывать нефть, должна иметь иранского партнера", - заявил министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангене.

Он отметил, что контракты станут инструментом для создания новых иранских компаний, занимающихся разведкой и добычей на нефтегазовых месторождениях. "Способствовать созданию таких компаний является обязанностью правительства," - сказал Зангене. Первые контракты будут предложены на тендер уже в начале будущего года.

Другой целью иранских властей при распределении контрактов станет трансфер технологий, который также будет заложен в модель новых контрактов.

Экономика сопротивления

Конференция по новым нефтяным контрактам проходит в Тегеране в преддверии отмены санкций, в отношении Ирана, которые должны быть сняты с началом реализации соглашения по иранской ядерной программе, заключенного в июле в Вене.

В течение многих лет, начиная с 1995 года, США, Европейский Союз, а позднее и ООН усиливали режим санкций в отношении Ирана из-за программы по обогащению урана, которая по мнению международного сообщества, могла привести в созданию в Иране ядерного оружия.

Санкции нанесли большой урон экономике Ирана, лишив страну возможности продавать нефть на многих рынках и доступа к международным рынкам капитала. В 2012 году иранские банки были отключены от системы международных переводов SWIFT.

В ответ иранские власти создали так называемую "экономику сопротивления", которая в условиях санкций использует бартерную торговлю и импортозамещение.

Многие чиновники, выступавшие на конференции, отмечали, что режим санкций помог ослабить зависимость бюджета страны от нефтяных доходов, а также добиться роста в отраслях, производящих подсанкционные товары, в частности оборудование для добычи нефти.

Нефтяные доходы как драйвер экономического роста

Согласно планам властей, Иран может добывать 4-7 миллионов баррелей нефти в день к 2020 году. До введения санкций производство нефти в Иране составляло около 4,1 млн баррелей в день. При этом на экспорт шло около 2,5 млн баррелей.

В настоящий момент Иран, на долю которого приходится около 9,3% разведанных запасов нефти и 18,2% газа в мире, производит ежедневно около 2,8 миллиона баррелей. После снятия санкций, Тегеран намерен в течение нескольких месяцев увеличить производство на 500 000 баррелей в сутки.

Зангене заявил, что Иран планирует использовать дополнительные доходы от экспорта нефти после снятия санкций для стимулирования экономического роста.

"Что мы сейчас пытаемся сделать, и эта наша политика, это поменять подход к нефтяным доходам таким образом, чтобы они из средства пополнения бюджета превратились в драйвер экономического роста," - сказал Зангене.

По сравнению с контрактами по модели buy-back, которые предполагали продажу всей нефти государству по заранее оговоренной цене, новые контракты предлагают более выгодные условия для инвесторов, стимулируя рост добычи, но при этом учитывая колебания цен на нефть.

Переговоры есть переговоры

Российские компании "Газпром" и "Лукойл" имеют хорошие шансы принять участие в разработке нефтегазовых месторождений Ирана по новой модели, рассказал ТАСС руководитель комитета Ирана по пересмотру нефтяных контрактов министерства нефти Ирана Мехди Хосейни.

"У России есть хорошая возможность для сотрудничества в нефтяной отрасли Ирана. В частности, я могу назвать "Газпром", который является хорошим кандидатом для работы над нефтегазовыми проектам в Иране", - сказал Хосейни.

"Лукойл" тоже является хорошим кандидатом и имеет хорошие шансы возобновить работу на месторождении Шангуле", - добавил Хосейни в интервью на полях конференции.

Министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангене ранее заявлял, что он точно хотел бы видеть на иранских месторождениях международных гигантов - Total, Shell, Eni, Statoil, BP, ConocoPhillips и Exxon Mobil.

Сами представители российских компаний ожидают от Ирана больше деталей по финансовым условиям контрактов. "Хочется увидеть, как все это будет работать в условиях низких цен на нефть", - сказал ТАСС один из российских участников конференции.

Глава "Лукойла" Вагит Алекперов планирует в ходе осенней сессии Организации стран-экспортеров нефти встретиться с министром нефти Ирана Зангене для обсуждения условий возвращения "Лукойла". При этом иранская сторона заявляет, что многое будет зависеть от переговоров.

"Переговоры есть переговоры. Кто придет первым и предложит лучшие условия, у того будут наилучшие шансы", - сказал Хосейни.

Читать на tass.ru
Теги