Правительство Петербурга прогнозирует снижение производства машин по итогам 2015-го на 20%
При этом, по словам председателя комитета по промышленной политике и инновациям, Смольный "прогнозирует повышение объемов в 2016 году по сравнению с 2015 годом"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 января. /ТАСС/. Правительство Санкт-Петербурга ждет снижения на 20% производства легковых автомобилей на заводах города по итогам 2015 года, сообщил ТАСС председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин.
"Общее падение будет около 20% и может быть чуть больше. В следующем году ожидаем восстановление потребительского спроса", - сказал он. При этом, по словам Мейксина, Смольный "прогнозирует повышение объемов в 2016 году по сравнению с 2015 годом".
"Сложно прогнозировать на сколько, но считаем, что значительное повышение будет связано с лизингом физических лиц. Поэтому в первом полугодии ситуация стабилизируется, во втором полугодии рост в районе тоже 20%", - пояснил чиновник.
Что же касается производства грузовиков, то, по словам Мейксина, по итогам 2015 года будет значительное снижение, это связано с падением грузоперевозок. "Но ожидаем во второй половине 2016 года стабилизацию по объемам производства грузовых автомобилей и рост в начале 2017 года. Сначала восстановятся перевозки грузовые, потом производство. Падение грузоперевозок связываем с общей экономической ситуацией", - считает он.
Эксперты: не все так пессимистично
Эксперты считают, что падение производства будет, но меньше, чем прогнозирует правительство. "По итогам 2015 года петербургские автомобильные заводы могут выпустить до 310 тыс. автомобилей. Падение производства по сравнению с 2014 годом составит 15%", - рассказал ТАСС гендиректор "Auto-Dealer-СПб" (аналитическое агентство, специализируется на маркетинговых исследованиях деятельности официальных и неофициальных дилеров различных марок и представительств концернов-производителей в Санкт-Петербурге - прим. ред.) Михаил Чаплыгин.
По его словам, 75% от общего объема производства придется на завод Hyundai, 5% - на GM, остальные 20% - на Nissan и Toyota. "Hyundai загружен практически на 100%, загрузка GM составила 10%, Nissan и Toyota - от 60% до 70%", - добавил эксперт, уточнив, что "доля Петербурга в 2015 году колебалась в пределах от 21% до 25%".
В целом, по мнению Чаплыгина, несмотря на существенное падение рынка, петербургские заводы достаточно ровно прошли 2015 год. "Удалось подготовиться к запуску новых моделей, на Nissan уже выпускается Qashqai, в следующем году ожидаются новинки на Toyota и Hyundai", - сказал он. Эксперт не стал оценивать закрытие GM, так как "оно было продиктовано больше политическими мотивами".
Чаплыгин отметил также, что "флагманские модели петербургских заводов имели очень стабильный спрос - у некоторых даже наметился рост, а самое большое падение составило не более 10%". "У предприятий не было длительных остановок, как у автозаводов в других регионах. Можно сказать, что 2015 год стал относительно успешным для автокластера Петербурга", - сказал он.
В прогнозах на следующий год Чаплыгин надеется, что производство останется на уровне 2015 года. "Кроме того, начнется выпуск двух новых моделей, Nissan и Toyota могут рассматривать возможность экспорта автомобилей в страны дальнего зарубежья, Hyundai пока непонятно, сможет ли дальше экспортировать машины в страны Азии, особенно это касается Египта", - добавил он.
По его словам, двумя самыми актуальными темами года будут экспорт и локализация. "Последние события с Турцией еще раз показали, как важно иметь поставщиков рядом", - пояснил эксперт.
Nissan сократит 500 человек и будет работать в одну смену
Петербургский завод Ниссан прекратил в 2015 году собирать модели Teana и временно приостановил производство Pathfinder, но при этом запустил производство Qashqai. При этом в 2015 году был выпущен 200-тысячный автомобиль.
"Среди главных итогов 2015 года для петербургского завода стоит отметить запуск нового цеха штамповки деталей, где делают кузовные панели для всех моделей, которые выпускаются в Петербурге", - рассказал ТАСС директор по связям с общественностью Роман Скольский. Он отметил, что планы Nissan - с марта 2016 года перейти на работу в одну смену и сократить 500 человек - остаются в силе.
Завод Nissan работает в Санкт-Петербурге с 2009 года, собирает четыре модели: X-Trail, Murano, Pathfinder и Qashqai. Предприятие работает в две смены, на заводе работают более 2 тыс. человек. Общий процент локализации по консорциуму - 68%.
Toyota запустит вторую модель и создаст 800 новых рабочих мест
Ранее озвученные планы предприятия остаются неизменными, в 2016 году на заводе начнется производство второй модели - автомобиля Toyota RAV4. "При этом на предприятии будет создано порядка 800 рабочих мест",- сообщили ТАСС в пресс-службе завода.
В 2014 году на предприятии было произведено 36 612 автомобилей Toyota Camry. "Объем производства предприятия за 2015 год будет озвучен по окончании года. Объем производства завода в 2016 году будет зависеть от потребительского спроса и развития экономической ситуации в целом", - уточнил собеседник агентства.
Завод Toyota в Санкт-Петербурге (Филиал ООО "Тойота Мотор" в Санкт-Петербурге) с 2007 года выпускает модель Toyota Camry. К концу 2015 года проектная производственная мощность завода была увеличена вдвое - с 50 до 100 тыс. автомобилей в год. В настоящее время завод Toyota в Санкт-Петербурге производит модель Toyota Camry для рынков России, Казахстана и Белоруссии.
Hyundai: развитие производства и обновленный модельный ряд
Петербургский завод Hyundai в августе 2015 года начал экспорт автомобилей Hyundai Solaris в Египет и Ливан, а в октябре был выпущен миллионный автомобиль. "В планах на 2016 год значится подготовка к выпуску новых моделей, расширение цеха штамповки, установка дополнительного оборудования", - рассказали ТАСС в пресс-службе завода, уточнив, что "намечены дополнительные инвестиции в $100 млн".
В третьем квартале 2016 году будет запущено производство нового компактного кроссовера Hyundai Creta, а к концу года будет запущено производство нового Hyundai Solaris. "Планируемый объем выпуска в 2016 году - более 200 тыс. автомобилей", - сказал собеседник агентства.
Расширение географии экспорта пока не планируется. Российский рынок является приоритетным для завода, на него поставляется более 90% от общего объема производства.
"Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" работает в Петербурге с сентября 2010 года, это шестой зарубежный завод автоконцерна и его первое промышленное предприятие в России. Производство автомобилей началось в январе 2011 года. На данный момент он выпускает модели Hyundai Solaris и Kia Rio. Завод работает в три производственные смены, на предприятии заняты 2,2 тыс. человек. Уровень локализации оценивается в 46%. Всего в 2015 году завод планировал произвести 228 тыс. автомобилей по сравнению 237 тыс. годом ранее.
Ленобласть: ситуация с Ford не простая
Правительство Ленинградской области оценивает ситуацию на всеволожском заводе Ford Sollers как непростую. "Хотя такая ситуация сейчас у всех автозаводов в России", - отметил в беседе с ТАСС губернатор Александр Дрозденко.
По его словам, у Ford есть некоторый спад продаж. "Но при этом наше сотрудничество в 2015 году с заводом нужно признать удачным", - добавил губернатор, отметив, что "завод получил налоговые льготы, а также удалось стабилизировать ситуацию в отношениях между профсоюзом работников и руководством завода". "Кроме того, завод обновил модельный ряд, начался выпуск обновленных Focus и Mondeo", - сказал губернатор.
По его словам, компания ищет рынки сбыта в Прибалтике, Казахстане и Скандинавии. "Российский Ford остается конкурентоспособным из-за низкой себестоимости производства", - пояснил Дрозденко.
Зампред правительства Ленобласти Дмитрий Ялов отметил, что в этом году отмечается существенная тенденция снижения продаж на автомобильном рынке. "В связи с чем мы уделяли большое внимание экономической ситуации на заводе Ford во Всеволожске", - сказал он.
По его словам, непростым решением стало принятие закона, предусматривающего налоговые льготы в размере 50% от ставки налога на имущество организаций, производящих автомобили на территории региона. "Такие преференции окажут поддержку автосборочному предприятию, но уменьшат доходную часть бюджета. Поэтому мы рассчитываем, что руководство завода сможет выстроить свою работу с наименьшими экономическими потерями и без социальных рисков", - добавил он.
Ялов отметил, что "со своей стороны мы продолжим последовательную работу по поддержке завода Ford. Правительство Ленинградской области находится в постоянном контакте не только с руководством предприятия, но и с профсоюзной организацией, что позволяет нам объективно оценивать ситуацию", - добавил он.
На заводе Ford Sollers (совместное предприятие компаний Ford Motor Company и ОАО "Соллерс") во Всеволожском районе Ленинградской области летом 2015 года 600 работников были уволены по соглашению сторон. Кроме того, завод дважды останавливал производственную линию - один раз на неделю, еще один раз почти на полтора месяца.
На заводе ТАСС сообщили, что "не комментируют производственные показатели".
Ford во Всеволожске выпускает модели Focus и Mondeo. В 2014 году предприятие перешло на односменный режим работы, также были уволены по соглашению сторон 700 человек. По данным АЕБ, в 2014 году продажи Ford Focus упали на 58% по сравнению с 2013 годом, модели Ford Mondeo - на 47%.