Исследование: доля свободных площадей в московских ТЦ к концу года достигнет рекордных 10%
По данным компании JLL, это вызвано вводом значительного объема площадей в 2015 году и активной ротацией арендаторов, которые испытывают трудности ввиду снижения потребительского спроса
МОСКВА, 21 января. /ТАСС/. Доля свободных площадей на московском рынке торговых центров может увеличиться к концу 2016 года до 10% и приблизиться к рекордному показателю второго квартала 2010 года, когда пустовало 11% помещений. Это следует из исследования компании JLL.
По итогам 2015 года доля свободных площадей на рынке торговых центров Москвы достигла 8,3%, увеличившись на 2,3% в целом за год, свидетельствуют данные JLL. Увеличение объема пустующих помещений вызвано вводом значительного объема площадей (560 тыс. кв. м за 2015 год) и активной ротацией арендаторов, которые испытывают трудности ввиду снижения потребительского спроса.
"Прогнозируемый рост объема вакантных площадей в ТЦ Москвы обусловлен как негативными прогнозами относительно развития рынка розничной торговли, так и вводом значительного числа проектов, реализация которых была начата еще до кризиса", - прокомментировала начальник департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская. К вводу в Москве на этот год заявлены торговые центры совокупной площадью около 460 тыс. кв. м, при этом можно ожидать, что в соответствии с общим рыночным трендом на момент открытия они будут заполнены в среднем на 50-60%, пояснила она.
По данным исследования, ритейлеры, рассматривающие возможности для развития, имеют значительный объем альтернативных предложений в действующих ТЦ и предпочитают объекты с понятной посещаемостью и прогнозируемыми оборотами.
Арендные ставки в торговых центрах Москвы, согласно данным JLL, снизились в четвертом квартале 2015 года на 15%. На фоне ожидаемого продолжения ослабления экономики страны в 2016 году аналитики JLL не ожидают повышения этих показателей.
В России в целом в 2015 году было введено 1,68 млн кв. м торговых центров, в том числе 843 тыс. кв. м вышло за последний квартал прошлого года (увеличение показателей к аналогичным периодам 2014 года составило 1,7% и 4,2% соответственно). В результате объем рынка достиг 19,3 млн кв. м. Основной объем нового предложения пришелся на города с населением менее 500 тыс. человек (40% ввода) и Москву (33%). По прогнозам аналитиков JLL, ввод торговых площадей в России по итогам 2016 года сократится и составит 1,4 млн кв. м.