СМИ: в России впервые за 60 лет намерены строить круизные суда
Лайнеры планируется эксплуатировать на линиях Санкт-Петербург - Москва, Ростов-на-Дону - Москва с выходом до портов Крыма, пишет газета "Ведомости"
МОСКВА, 25 января. /ТАСС/. Минпромторг предполагает заложить в этом году - впервые за последние 60 лет - круизные суда проекта PV300VD, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на пресс-службу министерства. Лайнеры длиной 141 м, шириной 16,82 м и вместимостью 306 пассажиров планируется эксплуатировать на линиях Санкт-Петербург - Москва, Ростов-на-Дону - Москва с выходом до портов Крыма. Источники газеты сообщили, что речь идет об 1-3 таких судах.
По данным издания, суда проекта PV300VD могут быть заказаны судостроительным заводам "Лотос", "Красное Сормово" (входят в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) и керченскому "Заливу". Предполагаемые заказчики - компании "Мостурфлот" (входит в ГК "Морское речное пароходство", МРП), "Водоходъ" и "Ортодокс".
"Строительство одного судна займет до трех лет и обойдется в 2,4-2,5 млрд руб. Срок окупаемости лайнера - свыше 20 лет, - приводит газета слова заместителя гендиректора "Водохода" Андрея Смолина. - Ни одна частная компания самостоятельно за такой проект взяться не может. Мы обсуждаем условия финансирования проекта, ждем конкретных предложений".
По информации газеты, Минпромторг предлагает такой вариант: лизинговой компании средства выделяются под 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, ставка лизинговой компании - 1% годовых, а судоходной компании субсидируется 2/3 общей ставки по договору лизинга. С 2017 года возможно получить скидку в 10% при сдаче в утиль старого судна.
С этим вариантом не согласны операторы. "Банки финансируют лизинг максимум на 15 лет. Мы просим продлить срок до 25-30 лет, - говорит гендиректор МРП Константин Анисимов. - Может быть и другой вариант: оператор получает судно в операционный лизинг от 20 лет, а затем возвращает его госкомпании - структуре ВЭБа или ОСК. Но на него пока не идут".
Представители круизных компаний напомнили, что советское судостроение было ориентировано на военный и рыболовный флот, круизных теплоходов в СССР построили всего два - в 1957 году. Поэтому круизные лайнеры СССР покупал в Европе. Сейчас в России осталось около сотни пассажирских теплоходов, но половина - на грани износа, из-за этого флот ежегодно сокращается примерно на 10%.
"Суда в Европе строились специально для СССР. Наша речная система глубже, волны выше, нужна большая осадка. Поэтому мы не можем покупать подержанные теплоходы в Европе - надо или строить новые, или модернизировать построенные для СССР", - объясняет Смолин.