Эксперты: приватизация российских активов в кризис требует осторожности
Ранее глава Минфина Антон Силуанов призвал "расчехлить запасы" и получить от приватизации в ближайшие два года 1 трлн рублей
МОСКВА, 1 февраля. /ТАСС/. Россия в условиях глобального кризиса и действия санкций может не найти инвесторов, готовых войти в крупные государственные активы. Поэтому при приватизации необходимо проявить осторожность и использовать нестандартные инструменты, чтобы провести ее качественно и с максимальной выгодой для государства, предупреждают опрошенные ТАСС эксперты.
Президент России Владимир Путин проведет в понедельник совещание по вопросам приватизации. Об ускорении продажи пакетов акций крупных компаний на большой пресс-конференции Путин заявил еще в конце 2015 года. По словам главы государства, при приватизации решаются две задачи: первая - фискальная, связанная с доходами бюджета, вторая, более важная - изменение структуры собственности для повышения эффективности работы компаний. Российские власти не исключают продажи пакетов акций таких компаний, как "Роснефть", "Аэрофлот", "Русгидро".
"С точки зрения стратегии этого процесса я считаю здесь логичной позицию (первого заместителя председателя правительства РФ Игоря) Шувалова, который сказал, что приватизация нужна, нужна понятная, качественная и не проводимая "любой ценой", - отмечает независимый директор Алексей Германович.
Слабый стимул
Глава Минфина Антон Силуанов призвал "расчехлить запасы" и получить от приватизации в ближайшие два года 1 трлн рублей.
Эксперты отмечают, что сейчас из-за падающей нефти и угрозы роста дефицита федерального бюджета появился "меркантильный" интерес в быстрой приватизации крупных активов.
"Но если цена поднимется, то этот стимул может существенно ослабнуть. Неопределенность, нужны ли деньги бюджету, создают двусмысленность того, насколько срочной и необходимой является приватизация здесь и сейчас", - отмечает заведующий кафедрой "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" ФФБД РАНХиГС Константин Корищенко.
"Если ставить целью только получение этого триллиона, то ничего не изменится. Он снова понадобится, когда выплатим зарплаты. Ведь обязательства по выплатам опять вырастут", - соглашается управляющий партнер адвокатского бюро "Линия права" Андрей Новаковский.
Откуда взяться деньгам
Основной вопрос, который встает при продаже крупных активов, - где взяться инвестору, который сейчас готов вложиться в российские компании, хоть и привлекательные, отмечают эксперты.
"Один триллион по сегодняшним деньгам - это 12-13 млрд долларов. Если смотреть на нынешнюю капитализацию крупнейших компаний, там десятки миллиардов долларов, то есть цифра реальна. Другой вопрос - откуда эти деньги могут прийти?", - говорит Корищенко.
Локальный инвестор в России, готовый на такие крупные приобретения, отсутствует, поясняет Новаковский. Эксперты сходятся во мнении, что можно было бы рассматривать ресурсы пенсионного рынка, однако они не столь велики, чтобы дать государству 1 трлн рублей.
"Можно применить очень популярный в Европе и других странах такой инструмент приватизации, как обменные и/или конвертируемые облигации. Исторически это основной инструмент приватизации в таких социально ответственных государствах, как Швейцария и Германия. Тогда деньги государство получит сегодня, а рост стоимости акций за 3-5 лет инвесторы и государство поделят между собой. Причем большая часть может достаться государству", - предлагает Корищенко.
Иностранцы не идут
Ситуация с наличием санкций препятствует большому числу иностранцев участвовать в российском рынке капитала, в том числе в приватизации, говорит Корищенко. "Мы можем с определенной степенью надежды говорить, что есть инвесторы и в Азии, и на Ближнем Востоке, даже в Латинской Америке, которые могли бы сопоставимые суммы на российский рынок принести", - считает он.
Однако вопрос в другом: активность иностранных инвесторов затрудняет и мировой кризис, связанный с нефтяными ценами, торможением экономики Китая. "Это фактически блокирует инвесторов, независимо от источников денег, от выхода на рынок развивающихся стран, перехода в рискованные активы", - сказал Корищенко.
По мнению Корищенко, исходя из этих особенностей, можно использовать ряд способов приватизации. "Среди приватизируемых компаний есть лидеры отрасли не только в России, но и в мире. Например, "Аэрофлот" и "Совкомфлот". С другой стороны, им трудно подобрать профильного стратега без конфликта интересов или рисков ухудшения управления. В таких случаях логично продавать контрольные пакеты на биржах, а для сохранения стратегии и управляемости блокирующие пакеты продавать в кредит менеджменту (т.н. МВО). Госкомпании в России так еще не приватизировались, но идея достойна обсуждения", - пояснил эксперт.
Осторожность инвесторов может быть вызвана тем, что государство в текущих условиях не заинтересовано отдавать контрольный пакет в таких компаниях, как "Роснефть", Сбербанк или ВТБ. На рынке остаются менее значимые доли, на которые просто нет покупателей. "Из реальных покупателей может быть только Китай", - считает Новаковский.
"Но за эту продажу мы будем расплачиваться весьма дорого - потерей контроля над инфраструктурой, передачей в разработку природных ресурсов на невыгодных условиях - эти обязательства по требованию китайцев будут закрепляться до сделки приватизации в форме межправительственных соглашений", - отметил эксперт.
Эффективность управления
По мнению Новаковского, с приватизацией эффективных компаний, которые генерируют деньги для бюджета в виде дивидендов и налогов, можно было бы не торопиться. Это, в первую очередь, относится к "Роснефти".
Повысить эффективность ряда компаний позволила политика нескольких последних лет. "Четкого сигнала, четкой политической воли на приватизацию не было, поэтому ориентировались на повышение эффективности", - сказал Новаковский.
"И здесь необходимо отметить усилия Росимущества. Если говорить о крупнейших компаниях, в их отношении за последние два года была проделана работа по улучшению корпоративного управления", - отмечает Германович. По итогам 2015 года в виде доходов от дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, в федеральный бюджет поступило около 260 млрд рублей. Внедрен Кодекс корпоративного управления, многие положения которого стали обязательными нормами правил листинга на бирже, существенно увеличилось представительство профессиональных независимых директоров. Общепринятой, фактически обязательной нормой для госкомпаний стала выплата не менее 25% от чистой прибыли в качестве дивидендов, напоминает эксперт.
Позитивная динамика корпоративного управления в госкомпаниях подтверждается результатами ежегодных исследований, которые проводит Российский институт директоров (РИД). Однако, как отмечает заместитель директора - руководитель Экспертного центра РИД Екатерина Никитчанова, исследования показывают общую проблему всех компаний, в том числе и с государственным участием - отсутствие комплексности при внедрении отдельных стандартов.
Так, по итогам 2014 года только 51% госкомпаний имеют специальный внутренний документ, регулирующий их дивидендную политику, и только 27% госкомпаний закрепляют во внутренних документах, отражающих дивидендную политику, требования устанавливать размер дивидендов исходя из чистой прибыли, определяемой по МСФО. Но при этом раскрывают финансовую отчетность по международным стандартам 57% госкомпаний.
"Росимущество регулярно использует результаты исследования для развития практики корпоративного управления в госкомпаниях", - говорит Никитчанова. Сейчас разрабатывается "дорожная карта" по корпоративному управлению на ближайший период. Она направлена на обеспечение комплексного подхода к внедрению передовых стандартов корпоративного управления в госкомпаниях.