Эксперты: качество менеджмента госпредприятий сдерживает темпы массовой приватизации
В 2015 году был превышен плановый показатель от сделок по приватизации государственного имущества, однако темпы приватизации остаются низкими, отмечает независимый эксперт Ольга Соколова
МОСКВА, 3 февраля. /ТАСС/. Невысокое качество менеджмента госпредприятий, которые необходимо продать эффективному частному бизнесу, тормозит темпы массовой приватизации в России, отмечают эксперты, опрошенные ТАСС.
Низкие цены на нефть и их последствия для экономики России возобновили дискуссию в правительстве по поводу приватизации крупных активов, которая может дать бюджету дополнительные средства. По словам президента РФ Владимира Путина, все же главной задачей изменения структуры собственности является повышение качества работы компаний. Особенно это касается не крупных организаций, а госпредприятий регионального и местного уровня, полагают эксперты. Эффективно работающие компании дадут импульс экономике и вернут ее на траекторию роста.
"Частный сектор должен играть существенную роль в экономике. На небольшие государственные предприятия нельзя смотреть с точки зрения возможности пополнения бюджета при их продаже. После их реализации можно выручить мизерные средства по сравнению с тем, что мы можем получить при приватизации крупных активов. Но с точки зрения инфраструктуры, если в эти малые активы зайдут частники, их эффективность вырастет в разы, это колоссально", - говорит управляющий партнер адвокатского бюро "Линии права" Андрей Новаковский.
Что тормозит процесс
В 2015 году был превышен плановый показатель от сделок по приватизации государственного имущества. Росимущество принесло в бюджет 7,2 млрд рублей, превысив изначальный план на 43,8%.
Однако темпы приватизации остаются низкими, отмечает независимый эксперт Ольга Соколова.
"Это связано, на мой взгляд, с отрицательной мотивацией у действующего менеджмента предприятий. Никто из руководства компаний не хочет потерять рабочее место, авторитет, источник постоянных доходов в результате прихода нового постороннего собственника, который заплатит за покупку государству, а не предприятию", - говорит Соколова.
Процесс успешной приватизации можно наблюдать в двух случаях - если предприятие стабильно и его руководство осознает себя именно менеджментом, действующим в интересах государства, отмечает она.
"Второй случай, если у предприятия есть инвестор, который заинтересован в приобретении акций и дает определенные гарантии на будущее действующему менеджменту",- считает Соколова.
Сейчас на первый план с точки зрения инвестиционной привлекательности выходят активы, перспективные с точки зрения импортозамещения, отмечает Соколова. "Это промышленные и сельскохозяйственные предприятия, сохранившие свой бизнес проектные и научные организации. Массовая приватизация - способ оздоровления экономики региона или отрасли, восстановления нормальной конкурентной среды, развития бизнеса, а уже во вторую очередь источник пополнения бюджета, что также немаловажно", - говорит она.
Больше инициативы
"Что касается массовой приватизации, то здесь Росимуществом была проделана большая работа по подготовке их к продаже, но многое еще предстоит сделать", - отмечает независимый директор Алексей Германович. Нужна четкая координация между акционером в лице Росимущества, курирующим министерством, советом директоров, а также менеджментом компаний, считает он.
"Совет директоров должен быть активным союзником собственника, при этом членам совета нужно самим проявлять больше инициативы в коммуникациях с Росимуществом и профильным министерством, чтобы понимать позицию акционера по вопросам приватизации", - отмечает он.
Одним из важных решений, которое может принять государство, для успешного продолжения как приватизации крупнейших, так и массовой приватизации должно стать формирование пула из 30-50 профессиональных независимых директоров, которые уже имеют опыт реальной успешной работы в приватизируемых компаниях и смогли на практике доказать способность выполнять поставленные государством задачи, говорит Германович.
По мнению Новаковского, нужно усилить ответственность менеджмента за неисполнение требований о подготовке к приватизации.