Всемирный банк прогнозирует рост нефтяных цен до $50-60 в долгосрочной перспективе
В нынешнем году в среднем будут составлять около $37 за баррель, также указал главный экономист Всемирного банка по региону Ближнего Востока и Северной Африки Шантаянан Девараджан
ВАШИНГТОН, 5 февраля. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Цена на нефть должна вернуться на уровень $50-$60 за баррель. Такой прогноз дал в интервью ТАСС, главный экономист Всемирного банка по региону Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) Шантаянан Девараджан.
Полный текст интервью читайте ниже.
Как вы оцениваете нынешнее состояние рынка нефти с точки зрения цен? Чего можно ожидать в перспективе - как близкой, так и более отдаленной?
По нашим прогнозам мировые цены на нефть в нынешнем году в среднем будут составлять около $37 за баррель. Однако, важно учитывать, что в этих оценках много неопределенности. Я видел прогнозы (у финансовой корпорации Morgan Stanley) в $20 за баррель, а у других - примерно в $50 за баррель.
В долгосрочной перспективе, по мере ухода с рынка производителей сланцевой нефти и сужения предложения (а также ускорения темпов роста в Китае, Европе и т.д.) я бы ожидал повышения цен на нефть до уровня $50-$60 за баррель.
Чего можно ожидать в результате возвращения на рынок таких производителей, как Иран? Как это скажется на ценах?
Мы сымитировали такую ситуацию с использованием глобальной модели общего экономического равновесия, чтобы вычленить последствия возвращения Ирана на рынки. Мы находим, что увеличение иранского нефтяного экспорта на 1 млн баррелей в день (а они могут этого достичь примерно за год) привело бы к снижению мировых цен на нефть на 13%, т.е. примерно на $3 за баррель. Оценка основана на допущении, что со стороны других производителей нефти не было бы сокращения добычи и экспорта нефти.
Как отражается на нефтедобывающих странах БВСА превращение США в экспортера энергоресурсов? Насколько жизнеспособна, на ваш взгляд, добыча нефти методом гидравлического разрыва пласта (ГРП) в США в нынешних рыночных условиях?
Превращение США в экспортера будет в основном влиять на нефтедобывающие страны БВСА через цены на мировом нефтяном рынке. Но США превратятся в крупного экспортера нефти лишь в том случае, если уровень цен на нефть повысится. А такое развитие событий было бы выгодно и нефтедобытчикам в БВСА. В нынешних условиях значительная часть отрасли, добывающей нефть в США методом ГРП, нерентабельна.
Существует теория, согласно которой Саудовская Аравия развязала нынешнюю ценовую войну, чтобы вытеснить с рынка конкурентов. Прокомментируйте, пожалуйста, если можете, эту гипотезу, а если нет, скажите: как вам такая стратегия с экономической точки зрения? Насколько она эффективна? Какие в ней есть ограничения?
Даже если не комментировать намерения Саудовской Аравии, факт остается фактом: Саудовская Аравия не стала сокращать свой нефтяной экспорт, когда цена на нефть рухнула в конце 2014 года (и оставалась низкой весь 2015 год). С экономической точки зрения такая стратегия жизнеспособна только при условии, что Саудовская Аравия сумеет так выстроить свою финансово-бюджетную политику, чтобы у нее не иссякли валютные резервы. По оценкам, при нынешнем уровне расходов таких резервов у нее - на пять лет.
Саудовская экономика сама страдает от низких цен на нефть. Насколько она, по вашему мнению, уязвима (или наоборот устойчива)?
Саудовская экономика устойчива в той мере, в какой способна корректировать финансово-бюджетную политику, приспосабливаясь к низким ценам на нефть. Они уже объявили о сокращении топливных субсидий.
В состоянии ли страны ОПЕК и вне ОПЕК договориться о сокращении добычи - вопрос скорее всего в основном политический. Но все же насколько вам, как экономисту, такой сценарий кажется вероятным? Что могло бы лечь в основу такого решения?
Я не изучал процесс выработки решений в ОПЕК и не могу ответить на этот вопрос.
Какие еще существенные факторы я упустил?
Никаких.