Российские нефтяники согласились на заморозку добычи и попросили налоговой стабильности
В совещании с Владимиром Путиным приняли участие главы "Роснефти", "Лукойла", "Башнефти", "Сургутнефтегаза", "Татнефти", "Газпром нефти" и "Независимой нефтяной компании"
МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин во вторник провёл совещание с руководителями российских нефтяных компаний, где они согласились с идеей стабилизации добычи нефти на уровне января 2016 года и попросили о стабильности налогообложения. В совещании приняли участие главы "Роснефти", "Лукойла", "Башнефти", "Сургутнефтегаза", "Татнефти", "Газпром нефти" и "Независимой нефтяной компании".
В настоящее время ведутся переговоры о возможности заморозки добычи нефти ведущими странами-экспортерами этого сырья. Так, 16 февраля в столице Катара Дохе министры нефти Саудовской Аравии, Катара, Венесуэлы, входящие в ОПЕК, и министр энергетики России Александр Новак провели переговоры по вопросам улучшения ценовой ситуации на нефтяном рынке. Стороны высказали готовность сохранить в среднем в 2016 г. добычу нефти на уровне января текущего года, если другие страны-производители нефти присоединятся к этой инициативе.
Стабильность во всем
В начале встречи президент сообщил главам нефтяных компаний, что министр энергетики РФ Александр Новак уже практически договорился о стабилизации добычи нефти на международной арене, и задал вопрос, согласны ли они с этой идеей. "Цель нашего сегодняшнего совещания как раз и заключается в том, что я бы хотел от вас лично это услышать: вы действительно поддерживаете такое предложение министра, как вы к этому относитесь?" - отметил глава государства.
При этом президент подчеркнул, что необходимо сохранить поступательное развитие нефтяной отрасли. "Наша задача - сохранить устойчивость нефтяной отрасли России, обеспечить ее поступательное развитие и реализацию долгосрочных проектов", - заявил он.
Как сообщил журналистам по итогам встречи министр энергетики РФ, "компании подтвердили свои планы на 2016 г. по освоению и эксплуатационному бурению, по освоению месторождений". "По тем лицензиям, которые были выданы в предыдущие периоды. Это действительно важно, что в сложной ситуации наши компании конкурентоспособны", - сказал он. Новак также подтвердил, что компании поддержали инициативу стабилизации добычи, поскольку это даёт предсказуемость для участников рынка.
В свою очередь нефтедобывающие компании просили у президента сохранения системы налогообложения отрасли. Министр отметил, что планы компаний могут быть достигнуты только в том случае, если в системе налогообложения не будет новаций, связанных с повышением налоговой нагрузки. Новак добавил, что окончательные решения по этому вопросу "будут зависеть от ситуации, и это будет обсуждаться в правительстве в первую очередь, а затем выносится на уровень президента". Министр пояснил, что никакого решения об этом сегодня не принималось, но "президент услышал компании".
15 стран и Иран
Новак сообщил, что решение о стабилизации добычи нефти публично поддержали 15 стран-экспортеров, поэтому даже без Ирана это будет эффективно, хотя для республики возможны индивидуальные условия.
"На сегодняшний день более 15 стран уже подтвердили публично, выразили готовность. Исходя из тех позиций, которые были публично озвучены, можно сказать, что страны- экспортеры - 73% от их физического объема добычи нефти, высказались за заморозку, это критическая масса тех стран, которые могут договориться",- сказал он.
Отвечая на вопрос о ситуации с Ираном, министр сказал, что "даже без Ирана решение будет эффективным". "У Ирана на сегодняшний день особая ситуация, поскольку он на самых низких уровнях своих объемов добычи и поэтому к нему, на мой взгляд, можно было бы подойти индивидуально, с отдельным решением", - сказал Новак.
17 февраля в Тегеране прошли переговоры министров нефти Ирана, Венесуэлы, Ирака и Катара, которые обсудили возможность "замораживания" уровня добычи нефти. По итогам переговоров министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане заявил о том, что Иран поддержит любую инициативу, связанную с улучшением ситуации с ценами на нефть. При этом во время переговоров Иран придерживался позиции, что страна должна восстановить долю рынка, утерянную за годы санкций. До введения ограничений в 2012 году, запретивших экспорт и страхование поставок нефти, а также финансирование отрасли извне, Иран был вторым по объему производителем в ОПЕК. Тогда его ежедневный экспорт составлял в среднем 2,5 млн баррелей.
Час "икс"
Новак рассказал, что окончательное решение о стабилизации добычи нефти может быть принято в марте, форматы еще предстоит обсудить, главное - мониторинг договоренностей. "Инициатива еще обсуждается. Много стран высказалось в поддержку, дальше мы будем совместно с другими странами-членами ОПЕК и не ОПЕК договариваться, чтобы встретиться в марте и рассмотреть возможность принятия окончательного решения", - сказал министр.
"В каком формате это будет сделано, еще предстоит обсудить с коллегами. Формат не оговорен. Важнейший вопрос - это мониторинг исполнения тех договоренностей, которые могут быть достигнуты", - добавил Новак.
Он подчеркнул, что стабилизация добычи нефти не ставит задачей повысить цены выше $50-60 за баррель, это опять приведет к переизбытку предложения. "Мы надеялись, что рынок начнет балансироваться. Но, хотя, цены снизились в 2015 г., объемы предложения были еще выше, чем в 2014 г. Если сохранить предложение на уровне января, это означает, что предложение не будет увеличиваться. А спрос, в любом случае, будет увеличиваться. За счет этого переизбыток в более короткие сроки уйдет с рынка. Не ставится цель за счет этой балансировки повысить цены, поскольку на это влияют участники рынка. Вопрос в том, чтобы затянувшийся цикл низких цен сократить хотя бы на один год", - сказал министр.
Цена на нефть марки Brent по итогам 2015 г. обрушилась на 49,6%, а с начала 2016 г. упала на 15% до примерно $33 за баррель. Средняя цена нефти марки Urals по итогам января-февраля 2016 г. составила $29,69 за баррель. В 2015 г. средняя цена на Urals в январе-феврале составила $51,81 за баррель.