Минфин: новые налоги для нефтянки не должны ухудшить условия для новых месторождений
Ведомство при выборе новой системы налогообложения выступают за универсальный режим, а не новые льготы, заявил замминистра финансов Илья Трунин
МОСКВА, 16 мая. /ТАСС/. Минфин при выборе новой системы налогообложения для нефтяной отрасли выступают за универсальный режим, а не новые льготы, сообщил журналистам замминистра финансов Илья Трунин.
"Если будет альтернатива - давать новые индивидуальные льготы или переходить на универсальный режим, мы, конечно, за то, чтобы переходить на универсальный режим. К сожалению, нам Минэнерго предлагает новый режим не в виде универсального, а в виде индивидуальных льгот", - сказал Трунин.
Что касается сроков принятия новой системы, по словам Трунина, "как примет Госдума, примет с 2017 года - то можно и с 2017 года". Он напомнил, что предложения по новой системе должны быть представлены до четвертого квартала текущего года, как предполагает антикризисный план правительства.
"Мы сразу говорим, что мы не считаем возможным сразу писать закон, надо сначала согласовать концептуальные подходы. Часть того, что мы предложили, мы обсуждаем постоянно с Минэнерго, а Минэнерго обсуждает с нефтяными компаниями. У нас есть какой-то фидбэк по этому обсуждению. Более того, мы не говорим, что то, что мы предложили, - это истина в последней инстанции, мы готовы обсуждать. Минэнерго берет на себя роль координатора и консолидации мнения всех нефтяных компаний. Не знаю, насколько это у них получается, но, к сожалению, мы не имеем вовремя и быстро какой-то реакции на то, что мы предлагаем и то, что мы считаем оптимальной системой налогообложения в нефтяном секторе. Процесс идет, я не готов сказать, что мы не чувствуем никакого контакта", - сказал Трунин.
По его мнению, действующая налоговая система не создает непреодолимых препятствий для добычи нефти и разработки месторождений. "Лучше система универсальная, направленная на налогообложение исходя из каких-то экономических показателей, и мы предлагаем ее внедрить, чем на закрепление индивидуальных льгот либо в Налоговом кодексе, либо в законодательстве о таможенном тарифе", - добавил замминистра.
"Подход, который был в законопроекте Ханты-Мансийской думы, не отвечает критерию универсальности. Предположим, мы примем этот закон, эксперимент закончится, и дальше его нельзя будет либо по одним причинам экстраполировать на другие месторождения, потому что он будет слишком льготным, либо по другим, потому что слишком большую нагрузку будет нести. Он абсолютно не гибкий, не применим на основном объеме добычи в РФ. Зачем принимать такой режим? Нам этот подход не нравится, мы не считаем, что налоговую систему нефтянки и дальше следует строить на основании индивидуальных принципов", - подчеркнул Трунин.
Он также добавил, что Минфин готов рассматривать предложения Минэнерго. "Мы с уважением относимся, но пока этого не видели", - добавил замминистра.
Позиции сторон
Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщал, что решение о введении налога на финансовый результат (НФР) для нефтяной отрасли должно быть принято к июню. По данным источником ТАСС, знакомых с ходом обсуждения, Минфин и Минэнерго вряд ли смогут договориться по новой системе налогообложения нефтяной отрасли в 2016 году, соответственно и переход на налог на дополнительный доход (НДД) с 2017 года не состоится.
Правительство недовольно существующим налоговым режимом, который состоит из разных налогов и не учитывает степень сложности разработки месторождений, а также их рентабельность. Такой налоговый режим снижает заинтересованность компаний в разработке новых месторождений. Однако договориться о параметрах новой налоговой системы для нефтяных компаний Минфину и Минэнерго пока не удается, споры идут уже второй год.
Минэнерго и нефтяные компании предлагают уже в текущем году приступить к более масштабной реформе налогообложения в нефтяном секторе, основанной на налогообложении чистого дохода. Основная цель реформы - предотвратить падение добычи в традиционных регионах: перейти от налогов с выручки к налогам, основанным на прибыли от деятельности по добыче нефти. Однако дальше начинаются разногласия.
Минфин предлагает систему НДД, когда для каждого месторождения будет определяться показатель, близкий по правилам расчета к валовой норме доходности инвестиционного проекта по разработке этого месторождения. Далее, с учетом реальной доходности проекта, должна определяться величина дополнительного дохода, и в зависимости от этой величины будет рассчитываться налоговая ставка.
Минэнерго считает, что этот подход ухудшит положение на тех месторождениях, которые уже получают льготы. Поэтому Минэнерго предлагает вводить новую систему только на действующих месторождениях в Западной Сибири, у которых нет льгот, а в Восточной - дать право выбора либо перейти на новый режим, либо остаться в существующем с льготами.
Минфин же считает, что права выбора быть не должно: переход на новую систему должен быть обязательным для всех проектов, удовлетворяющих условиям, иначе налоговая система только усложнится.