1 АВГ, 11:10 Обновлено 16:40

"Росатом": инцидент на площадке строительства Белорусской АЭС не нанес ущерба оборудованию

По словам Александра Локшина, российская сторона готова заменить корпус реактора, если соответствующее решение будет принято заказчиком с белорусской стороны

МОСКВА, 1 августа. /корр. ТАСС Елизавета Царицына/. Инцидент на площадке строительства Островецкой АЭС в Белоруссии, которая сооружается при участии России, не нанес какого-либо ущерба персоналу, оборудованию и окружающей среде. Об этом заявил заместитель гендиректора Росатома Александр Локшин, который курирует данный проект. Его слова приводятся в сообщении корпорации.
 

Ранее в СМИ появилась информация о том, что 10 июля 2016 года на площадке строительства Белорусской атомной электростанции имел место "факт обрушения реактора при его установке в реакторном отделении". Однако генподрядчик строительства станции - компания "Атомстройэкспорт" данную информацию опровергла.

Вместе с тем, Литва встревожена появившейся информацией об инциденте, и ожидает от Минска официальных разъяснений.

В Минэнерго Белоруссии заявили в свою очередь, что страна будет руководствоваться необходимостью безусловного обеспечения безопасности при строительстве АЭС в Островце.

"В атомной отрасли есть четкие регламенты и правила, определяющие, что является событиями, о которых нужно информировать надзорные органы и общественность. Они описывают размер ущерба или воздействия на персонал, оборудование и окружающую среду. В данном случае никакого события, повлекшего какой-либо ущерб, не произошло. Максимум о чем можно говорить - о стершейся на корпусе заводской краске из-за трения металлических строп", - сказал Локшин.

По его словам, корпус реактора никаким существенным воздействиям, которые могли бы привести к изменению его свойств, не подвергся.

"Показания приборов и расчеты убедительно доказывают, что максимальная нагрузка на корпус была многократно меньше допустимой и в полтора раза ниже даже той, которую он выдерживает непрерывно в режиме нормальной эксплуатации в течение шестидесяти лет", - пояснил топ-менеджер.
Локшин подчеркнул, что, чтобы снять любые возможные сомнения заказчика, российская компания провела дополнительные исследования. Специалисты главного конструктора реакторной установки ОКБ "Гидропресс" и изготовителя корпуса завода "Атоммаш" выполнили контрольные измерения, включая ультразвуковой контроль металла и дефектоскопию сварных соединений.

"Результаты подтвердили, что никаких изменений состояния корпуса не произошло", - заключил он.

Халатность субподрядчика и репутационный ущерб "Росатома"

Как рассказал Александр Локшин, в ночь с 9 на 10 июля одна из субподрядных организаций выполняла операции по перемещению корпуса реактора. Работы проходили вне здания реакторного отделения, так как на данном этапе шла только подготовка к подъему корпуса реактора в энергоблок. При строповке субподрядчиком были допущены отклонения от инструкции, из-за которых произошел перекос груза при его подъеме.

На высоте около четырех метров возникла неисправность подъемного крана, вследствие чего корпус оставался в подвешенном состоянии более получаса.

"Даже в момент касания земли основной вес изделия - более двух третей - удерживался краном. Поэтому использовать такие слова как "удар о землю" или "падение" неверно, это вводит людей в заблуждение, так как искажает суть произошедшего, ведь скорость движения корпуса не превышала скорости пешехода", - подчеркнул представитель российской госкорпорации.

"Я сразу сказал, что инструкция по строповке груза была исполнена с отклонениями. Субподрядная организация понесла соответствующее наказание, а ее работники, виновные в этом нарушении, отстранены от исполнения обязанностей и больше никогда не будут допущены к работам на наших атомных объектах. Но, подчеркиваю, не потому, что произошло что-то с корпусом".

По словам топ-менеджера, ошибка субподрядной организации привела по факту привела к остановке монтажа оборудования.

"Более того, в информационном поле возникли сомнения в целесообразности использования этого корпуса, что как минимум является репутационным ущербом. Вот в чем вина этих людей и в целом субподрядной организации", - сказал Локшин.

РФ готова заменить корпус реактора, если такая просьба поступит от Белоруссии

При этом представитель Росатома заявил, что российская сторона готова заменить корпус реактора, строящегося энергоблока Белорусской АЭС, если такое решение будет принято заказчиком с белорусской стороны.

"Если такое решение будет принято, мы готовы его учесть, так как понимаем особое значение общественной приемлемости при сооружении первой в стране АЭС", - сказал Локшин.

По его словам, в случае замены корпуса оборудования на первом блоке АЭС будет установлен корпус реактора, предназначавшийся для второго блока, изготовление которого сейчас завершается.

"Но это решение заказчика, конечно, приведет к некоторому сдвигу графика завершения сооружения энергоблока", - отметил представитель Росатома.

По словам Локшина, результаты всех исследований переданы заказчику.

"Мы абсолютно убеждены, что технических препятствий для использования корпуса не существует. Но мы понимаем, что вместе с приоритетом безопасности и надежности, еще одним важнейшим условием развития атомной энергетики является общественная приемлемость, - отметил Локшин. - Допускаем, что заказчик может принять решение не применять этот корпус, чтобы погасить волну слухов и ажиотаж среди части населения".

Литва не удовлетворена разъяснениями Росатома

Литва не удовлетворена разъяснениями об инциденте на стройплощадке БелАЭС и сомневается в достоверности разъяснений Росатома.

Как заявил журналистам министр окружающей среды балтийской республики Кестутис Тречёкас, страна не получила материал видеосъемки, которая велась при работах на площадке, ни от Белоруссии, ни от Росатома.
"Я бы назвал это обычным способом общения - отрицать, а когда делать это больше нельзя, то крупный (инцидент) представить как мелкий, а мелкий - как не имеющий значения", - сказал он.

Литва с самого начала строительства первой белорусской атомной станции высказывала неодобрение проекта. Вильнюс не раз заявлял, что Минск не представил оценку влияния возводимого объекта на окружающую среду и не склонен придерживаться международных требований в сфере безопасности ядерной энергетики. Белоруссия, со своей стороны, гарантирует, что обеспечит на станции самые высокие стандарты безопасности.

МИД Белоруссии регулярно направлял Литве полную информацию об отсутствии каких-либо инцидентов на строительной площадке АЭС за все время ведения работ, подчеркивая, что для обеспечения качества строительных работ, а также материалов и оборудования, на постоянной основе проводятся внутренние и внешние инспекции.

В мае текущего года глава МИД Белоруссии Владимир Макей обвинил Литву в нагнетании политической напряженности вокруг строительства Белорусской АЭС.

По его словам, "с одной стороны, наши литовские партнеры проголосовали за отмену санкций в отношении Белоруссии, а другой рукой голосуют за то, чтобы ряд финансовых европейских институтов не сотрудничал с Белоруссией".
Он пояснил, что литовцы это связывают с тем, что финансовые институты будут вкладывать средства в проекты, касающиеся строительства АЭС. "Нам такая позиция абсолютно непонятна. Она фактически означает новые завуалированные санкции", - сказал ранее Макей.

По его мнению, главный упрек по строительству БелАЭС состоит в том, что станция якобы не отвечает вопросам безопасности. Политик подчеркнул тогда, что "Белоруссия, которая больше всех пострадала от аварии на ЧАЭС, никогда не будет строить небезопасную станцию".

Глава МИД считает, что "антибелорусская истерия, которая нагнетается в Литве вокруг строительства АЭС в Островце, не способствует развитию дружеских отношений между странами" и в очередной раз заявил о готовности Минска принять любые миссии МАГАТЭ и других международных операторов в сфере ядерной энергетики и проведению стресс-тестов АЭС.

Белорусская АЭС

Первая атомная станция в Белоруссии строится на площадке в Островецкой области при участии российских специалистов. АЭС будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2,4 тыс. МВт.

Россия и Белоруссия также заключили соглашение о предоставлении российского кредита на строительство в размере 10 млрд долларов, причем предполагается, что он покроет 90% затрат на сооружение АЭС. Общая стоимость объекта, по расчетам экспертов, не должна превысить $11 млрд.

Ввод в эксплуатацию первого энергоблока станции планировался на конец 2018 года, второго - на июль 2020 года.

Читать на tass.ru