Эксперт: НДД может стать преобладающей налоговой системой в нефтяной сфере через 20 лет
По словам эксперта, станет ли НДД шагом к созданию новой налоговой системы будет зависеть от его тиражируемости, то есть от количества месторождений, которые перейдут на этот налог
МОСКВА, 11 ноября. /ТАСС/. Возможность изменения налогообложения нефтяной отрасли обсуждается уже не один год, но окончательное решение по этому вопросу до сих пор не принято. Тем не менее основные участники переговорного процесса - Министерство энергетики и Министерство финансов - за последние несколько месяцев неоднократно указывали на то, что их позиции существенно сблизились и решение вскоре может быть принято.
В ходе переговоров Минфин согласился пойти на компромисс в пользу нефтяников.
Новый налог для "нефтянки" называется НДД (налог на дополнительный доход), и закон о нем может быть принят Госдумой в осеннюю либо в весеннюю сессию. Сначала эффективность НДД будет испытана на пилотных месторождениях, после этого он может постепенно заменить существующую в РФ налоговую систему нефтяной отрасли.
О том, что из себя представляет этот налог, какие параметры в него заложены, а также о его перспективах в интервью ТАСС рассказал глава Vygon Consulting Григорий Выгон, участвовавший в выработке концепции и определении основных параметров налога.
Тернистый путь от налога к системе
За последние 20 лет рассматривалось много вариантов нового налога на нефть, наиболее распространенные аббревиатуры: НФР (налог на финансовый результат), НДД (налог на дополнительный доход) и ННС (новая налоговая система).
Выгон отметил, что сейчас речь идет только об НДД. Причем текущая концепция налога значительно отличается от проекта, который планировался к применению начиная с середины 1990-х.
Эксперт допустил, что НДД может стать шагом к созданию новой налоговой системы, но это будет зависеть от его тиражируемости, то есть от количества месторождений, которые перейдут на этот налог.
По его словам, пока сохраняются существующие льготы, в том числе по экспортной пошлине, у компаний есть стимул выбирать лучшее. Иногда выгоднее действующая система, иногда - НДД, все зависит от специфики конкретных месторождений. Но в большинстве случаев льготы по экспортной пошлине все-таки для компаний предпочтительнее, поэтому при добровольном переходе на НДД перейдут далеко не все.
"Минфин рассматривает введение НДД совместно с отменой экспортных пошлин. Как только пошлины будут отменены, экономически станет выгодно переходить на НДД и формально добровольный переход для большинства новых месторождений новых регионов станет экономически вынужденным. В этом случае НДД может стать по-настоящему новой налоговой системой примерно через 20 лет, когда месторождения на НДД будут добывать около 50% от всего объема извлекаемой в РФ нефти", - сказал Выгон.
НДД - эксперимент с неизвестным исходом
Выгон отмечает, что концепция НДД довольно проста - налогооблагаемой базой является разница между доходами и расходами. При этом налог не взимается до момента окупаемости затрат на разработку месторождения, а берется только НДПИ, размер которого существенно ниже действующего налога. После того, как доходы начинают превышать расходы, с разницы начинают брать налог на дополнительных доход по фиксированной ставке - 50%.
Текущую налоговую систему Выгон назвал "лоскутным одеялом", которое сформировалось в результате лоббирования компаниями льгот, учитывающих специфику их активов. Что касается НДД, то он универсален и призван поддерживать низкорентабельные проекты, а с высокорентабельных извлечь избыточную прибыль. Он подчеркнул, что НДД выгоднее для проектов с большими капитальными вложениями, в удаленных регионах, а также для месторождений Западной Сибири, у которых сейчас нет никаких льгот.
Эксперт считает, что НДД является экспериментом, успех которого не гарантирован. Вначале будут запущены пилотные проекты в ряде регионов, на которых планируется тестировать этот налог. Совокупный объем добычи этих месторождений будут небольшим - около 10-15 млн тонн для браунфилдов (старые месторождения - прим. ТАСС) Западной Сибири. Объем добычи по гринфилдам (новые месторождения -прим. ТАСС) будет зависеть от того, сколько месторождений перейдет на уплату НДД. Ведь текущий проект предусматривает добровольность перехода с действующей налоговой системы на НДД. Этот эксперимент, по его мнению, будут продолжаться примерно в течение трех лет, после чего правительство примет решение о его полномасштабном применении или завершении.
По словам Выгона, в рамках эксперимента манипулировать затратами на пилотных проектах не в интересах нефтяных компаний, так как Минфин всегда может поднять базовую ставку НДПИ и увеличить налоговую нагрузку, тем самым компенсировав потери бюджета. Кроме того, в случае выявления массовых случаев завышения затрат, тему с НДД могут закрыть уже навсегда.
Решения по НДД и экспортным пошлинам взаимосвязаны, реалистичный срок - 2018 год
Министерство финансов уже подготовило законопроект об НДД. Вместе с тем Выгон сомневается, что закон может вступить в силу в 2017 году, по его словам, скорее всего это произойдет не ранее 2018 года.
"2018 год - это вполне реалистичная дата, которая учитывает сроки бюрократических процедур согласования законопроекта ведомствами. Кроме того, НДД должен быть отражен в параметрах бюджета, в 2017 году его нет", - отметил эксперт.
По словам Выгона, нельзя рассматривать распространение НДД в отрыве от отмены вывозных таможенных пошлин. Он отметил, что их обнуление может растянуться на неопределенное время.
"Компании будут стараться оттянуть этот процесс. Начнется торговля. Для Минфина было бы лучше сразу хирургическим путем решить этот вопрос и тем самым предотвратить ежегодную борьбу за налоговый маневр", - подчеркнул Выгон.
По его мнению, сейчас самый благоприятный момент для принятия решения об обнулении пошлины. Цена на нефть невысокая, если этот уровень в 40-50 долларов за баррель сохранится, размер пошлин в следующем году по расчетам Vygon Consulting составит около 80 долларов на тонну, что позволяет сравнительно безболезненно провести эту операцию.
Кто в итоге выиграет?
Выгон считает, что влияние НДД на поступления в бюджет может быть негативным в течение первых трех лет, но в долгосрочной перспективе казна государства только выиграет. Минфин сейчас готов пойти на небольшие потери для того, чтобы уйти от практики адресного и недостаточно обоснованного стимулирования, отметил эксперт.
"Плюс будет по гринфилдам после отмены пошлин, по браунфилдам - минус. Бюджет получит дополнительные средства в долгосрочной перспективе по мере того, как новые месторождения начнут жить по НДД", - сказал Выгон.
Что касается добычи нефти, то эксперт считает, что введение НДД в краткосрочной перспективе не повлияет на динамику добычи нефти, но впоследствии налог приведет к увеличению в России объема рентабельных запасов и коэффициента извлечения нефти.
"Для бюджета результат в любом случае будет положительным, но в текущей редакции НДД выгоден и для нефтяных компаний. Что касается налогового маневра, то, как мне кажется, он будет завершен максимум в три года, возможно, уже в 2018 году. То есть уже в ближайшем будущем пошлины будут обнулены. При правильной настройке компенсационных механизмов - таких, как отрицательные акцизы, переработка и потребители не пострадают", - подытожил Выгон.
Vygon Consulting - независимый национальный отраслевой консультант по вопросам развития ТЭК России. Основные направления деятельности - стратегический консалтинг для компаний, аналитическая поддержка деятельности органов госвласти, исследования в сфере ТЭК.