Касперская: "большие данные россиян" должны принадлежать государству
Гендиректор InfoWatch отметила, что пользователь сам не обладает этими данными, так как "отпустил их в информационное пространство, и утекло все, что он там написал"
МОСКВА, 29 ноября. /Корр. ТАСС Екатерина Казаченко/. "Большие пользовательские данные" россиян в интернете должны быть признаны собственностью государства. Об этом заявила ТАСС гендиректор InfoWatch Наталья Касперская, которая также возглавляет подгруппу "Интернет + Общество" при рабочей группе помощника президента РФ Игоря Щеголева.
По словам Касперской, к "большим пользовательским данным" относится вся информация простых пользователей, собираемая с помощью информационных технологий (в том числе поисковые запросы, информация о местонахождении, контакты, переписка пользователей, фото- и видеоматериалы).
"Мое мнение, что эти данные должны являться собственностью государства, потому что пользователи этими данными не обладают. Пользователь отпустил их в информационное пространство, и утекло все, что он там написал. Значит, это не их принадлежность", - заявила Касперская.
Зачастую компании, которые собирают "большие данные" россиян - иностранные. "То, что другие страны эту информацию свободно качают, и знают перемещение всех наших граждан, знают, о чем они думают и их политические предпочтения - это неправильно. Поэтому эти данные должно являться собственностью государства", - резюмировала она.
Выбор механизма
По словам Касперской, важным в регулировании "больших пользовательских данных" и передаче прав на них государству является вопрос о том, как это сделать. Первый вариант - перехватывать данные в процессе их передачи от россиян к иностранным компаниям. "Все эти устройства, поисковые машины и очень многие системы напрямую связаны с иностранными государствами и общаются с ними по закрытым протоколам (шифрованный протокол https). Это значит, что перехват в середине цепочки ничего не даст, потому что трафик зашифрован", - пояснила она.
Другой вариант - "загнать" все данные в Россию и хранить их также, как и персональные данные по соответствующему закону РФ. Закон о хранении персональных данных, вступивший в силу 1 сентября 2015 г., обязывает компании хранить и обрабатывать персональные данные граждан РФ на территории России. "В этом случае хранить нужно будет очень большие объемы информации, мы сразу себе представили тяжбы с Google и Facebook", - пояснила она.
"Я считаю, что, наверно, нужно законодательно заставлять такие компании передавать сертификаты, либо просто пытаться как-то акуратно "загонять" их (данные) в Россию ", - считает Касперская. "Должны быть какие-то законодательные меры, а не перехватчики", - уверена она.
Касперская считает, что хороший пример в данной ситуации - взаимодействие китайских властей с Facebook. "Какое-то время Facebook там был запрещен. Они (власти Китая - прим .ред.) сказали Facebook: "Либо вы будете работать по нашим правилам, либо нет". Сейчас Facebook опять выходит в Китай, они согласились работать по правилам Китая и передавать информацию китайскому правительству. Это тоже вариант", - рассказала глава InfoWatch. В этом случае сам Facebook имеет прямой доступ к данным пользователям, "но это лучше, чем ничего", считает она.
Дискуссии о "больших данных"
О необходимость регулирования "больших данных" в России уже говорили и глава Роскомнадзора Александр Жаров, и главы подгрупп при рабочей группе помощника президента РФ Игоря Щеголева. Сам Щеголев заявлял, что основные подходы к регулированию "больших данных" могут быть сформированы до конца года. При этом он уточнял, что под действие регулирования "больших данных" попадут не только интернет-компании, но и все, кто использует такие данные.
Подгруппа "Интернет + Общество", которую возглавляет Касперская, летом этого года начала работу над формулированием определения "больших данных". Изначально в отношении определения "больших данных" было две полярных точки зрения, рассказала Касперская. По ее словам, первая заключалась в следующем: все пользовательские данные, которые собираются любыми средствами и техническими устройствами, предлагалось отнести к категории персональных данных. "Но тогда получается, что, например, поисковые запросы становятся персональными данными, а это, конечно, не так", - отметила она.
Другая точка зрения была основана на предположении об отсутствии каких-либо угроз в том, что иностранные компании обладают большим количеством данных россиян. По мнению Касперской, такой подход также неверный.
"Сейчас мы находимся на стадии дискуссии", - резюмировал Касперская. Она рассчитывает, что более конкретные предложения по вопросу регулирования "больших данных" россиян будут сформулированы примерно через полгода.