Рогозин: МЭР просрочило разработку госпрограммы развития Арктической зоны
Минтранс, в свою очередь, по словам вице-премьера, провалил работу над Концепцией развития Арктической транспортной системы до 2030 года
МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Министерство экономического развития сорвало сроки подготовки новой редакции Госпрограммы социально-экономического развития Арктической зоны, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил в ходе заседания Госкомиссии по вопросам развития Арктики.
"Министерству экономического развития поручалось на основе детальной ревизии экономической деятельности и анализа нормативной-правовой базы, регулирующей правоотношения в Арктической зоне, разработать новую редакцию Государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны и федеральный закон о развитии Арктической зоны. Предусматривалось, что это станет основополагающим механизмом перспективного развития арктического региона, - сказал Рогозин. - Программы нет".
Вице-премьер напомнил, что в соответствии с указаниями президента России Владимира Путина финансирование мероприятий государственной программы должно было начаться в 2017 году, то есть уже со следующего месяца. Иными словами, эта работа, как минимум по срокам, провалена.
"Хочу подчеркнуть, что это вина не только Министерства экономического развития. Деятельность Государственной комиссии не принесет должного результата без ответственной реализации ее решений со стороны всех федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств", - заключил вице-премьер.
"Трудно назвать даже эскизом"
Однако вопросы возникли не только к работе Минэкономразвития. Так, по словам Рогозина, Министерство транспорта провалило работу по разработке Концепции развития Арктической транспортной системы до 2030 года.
"Вынужден отметить, есть и неисполненные поручения, которые мы давали еще в 2015 году, - сказал вице-премьер. - Так, Министерству транспорта поручалось разработать Концепцию развития Арктической транспортной системы на перспективу до 2030 года. То, что получено от министерства, трудно назвать даже эскизом".
По словам Рогозина, глубина проработки представленного проекта не соответствует значению, которое имеет транспортная инфраструктура для развития арктического региона. "По существу, это просто набор общих слов и понятий - нужно развивать порты, прокладывать дороги, строить, самолеты и морские суда, - подчеркнул он. - Полностью отсутствует какая-либо конкретика по срокам, направлениям, количеству, необходимым ресурсным затратам. А это - стратегический документ для развития Арктики".
"Придется дальше поморозиться на дрейфующих льдах"
В наказание за неисполнение поручений Госкомиссии по Арктике Рогозин обещал заморозить нерадивых представителей министерств и ведомств в постоянных экспедициях на дрейфующих льдах.
"В рамках (Международного арктического) форума прорабатывается возможность проведения заседания Госкомиссии с участием президента Российской Федерации. Вот там и подведем итоги нашей деятельности, - сказал вице-премьер. - Причем персонально, по зонам ответственности, ничего личного. Возможно тем, кто пытался поморозиться в рамках Госкомиссии, придется дальше поморозиться в виде постоянно действующих экспедиций на дрейфующих льдах".
Рогозин рассказал, что системные решения, принимаемые коллегиально Госкомиссией, зачастую сводятся на ноль отсутствием последующего должного исполнения. Он напомнил, что для этих целей были сформированы рабочие группы, возглавляемые отраслевыми министрами, Деловой и Научно-экспертный советы. "Но работа организована по разному", - констатировал он, отметив активную работу Министерства энергетики.
В этом году Минэнерго провело пять заседаний рабочей группы "Развитие энергетики", в том числе под председательством министра Александра Новака. "При всей его загруженности, думаю у него она не маленькая, он находит время для этой работы", - похвалил зампред правительства.
В аутсайдерах оказались также Министерство образования и науки и Министерство природных ресурсов и экологии. "Министерство образования не провело в этом году ни одного заседания, а Министерство экономики за два года деятельности Государственной комиссии ни разу не собрало Рабочую группу "Социально-экономическое развитие", - посетовал Рогозин. - Минприроды не смогло сформировать даже план работы на этот год своей рабочей группы "Обеспечение экологической безопасности".
При этом он подчеркнул, что одной из целей Арктической комиссии является повышение эффективности государственного управления в этой зоне. "Мной неоднократно давались поручения об активизации деятельности органов Государственной комиссии. Больше заниматься такими призывами я не буду. Давать последние китайские предупреждения тоже не собираюсь", - заявил зампред правительства.
В марте 2017 года Россия будет проводить Международный арктический форум "Арктика - территория диалога" - глобальное арктическое мероприятие на высшем уровне. Рогозин потребовал ликвидировать отставание в работе к этому моменту. "Поручаю отраслевым министерствам в срок до 1 февраля представить доклады, об исполнении поручений Государственной комиссии", - заключил он.
Информационная система транспортного комплекса Арктики и "Арктический ГОСТ"
По словам Рогозина, Минтранс до 2020 года должен выделить 11,3 млрд руб. на создание Единой защищенной информационной связной системы транспортного комплекса Арктики.
"Министерством разработана концепция указанной системы, и мероприятия по ее созданию включены в проект новой редакции государственной программы, необходимый объем финансирования составляет 11,3 млрд. руб. до 2020 года включительно", - сказал вице-премьер.
Он отметил, что Госкомиссия по развитию Арктики поддержала этот проект. При этом, по словам Рогозина, помимо транспортной инфраструктуры было рассмотрено и предложение Минэкономразвития по реализации на территории Арктической зоны комплексных проектов. "В следующем году на заседаниях президиума Госкомиссии мы планируем предметно рассмотреть перспективы реализации каждого проекта, их приоритетность и возможность предоставления государственной поддержки", - сказал зампред правительства.
По мнению Рогозина, в условиях санкционных ограничений реализация этих проектов в первую очередь зависит от возможностей отечественной науки и машиностроения, то есть наличия наших материалов, технологий и технических средств, адаптированных к природно-климатическим условиям Арктики. Он напомнил, что в Новосибирске в рамках форума "Технопром-2016" перспективы развития отечественного нефтегазового машиностроения были проанализированы. Также власти определились с необходимостью создания на территории Арктической зоны полигонов для проведения тестирования опытно-промышленных образцов оборудования, материалов, технологий и продуктов питания. "Как я уже говорил, всё, что производится для нужд Арктики, должно иметь высший стандарт, своего рода знак качества "Арктический ГОСТ", - заключил Рогозин.