Реализация антитабачной концепции Минздрава может привести к росту нелегального рынка
Производители отметили, что пока проект концепции не был представлен к публичному обсуждению, поэтому сложно давать детальную оценку предложений
МОСКВА, 11 января. /Корр. ТАСС Анна Дементьева/. Подготовленный Минздравом России проект антитабачной концепции на 2017-2022 гг. слишком радикален, и реализация документа может привести к росту нелегального сегмента рынка. Такое мнение высказали ТАСС крупные производители табачной продукции.
"Многие из предлагаемых новых мер, на наш взгляд, носят избыточный характер и не имеют доказательной базы, которая подтверждала бы их эффективность. Мы убеждены, что их внедрение не будет способствовать достижению целей, которые ставит перед собой Министерство здравоохранения, и, напротив, может привести к негативным последствиям - в частности, к дальнейшему ускоренному росту нелегальной торговли", - заявил вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России (Philip Morris) Сергей Слипченко.
В пресс-службе JTI Russia заявили ТАСС, что действующее российское законодательство уже содержит большое количество запретов в отношении производства, маркировки и оборота табачных изделий, поэтому необходимо сначала провести анализ эффективности действующих мер. "Попытка сократить потребление табака только за счет введения новых жестких ограничений, без анализа эффективности действующих мер и их корректировки, не приведет к ожидаемому результату, а только подорвет функционирование легальной отрасли, ускорит замещение легальной продукции более дешевыми аналогами с теневого рынка и в итоге подорвет стабильность налоговых отчислений в бюджет", - добавил вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Киселев.
Производители отметили, что пока проект концепции не был представлен к публичному обсуждению, поэтому сложно давать детальную оценку предложений. Однако из имеющейся информации можно сделать вывод, что реализация антитабачного плана Минздрава может негативно сказаться на потребителях, легальных производителях и ритейлерах, уверены производители. "Поэтому, на наш взгляд, необходимо провести независимую всестороннюю оценку регулирующего воздействия этих предложений", - указала директор по внешнекорпоративным связям "БАТ Россия" (British American Tobacco) Яна Гуськова.
Пострадают люди
По мнению вице-президента Philip Morris в России, проект концепции содержит положения, дискриминирующие легально функционирующую отрасль, "которая продолжает инвестировать в российскую экономику, создавать новые рабочие места и обеспечивать постоянно растущий доход от акцизов и других налогов в государственный бюджет РФ".
По данным компании, сейчас на производствах табачной продукции в России занято более 10 тыс. человек, а с учетом товаропроводящей сети число работников достигает 500 тыс. человек. По оценке Philip Morris, накопленные иностранные инвестиции отрасли в российскую экономику превысили $8,5 млрд.
В свою очередь в пресс-службе JTI обратили внимание на то, что нигде в мире нет законодательной нормы, запрещающей продажу табака лицам, родившимся после определенной даты, как предлагает Минздрав РФ. "Те страны и территории, в частности, Сингапур и Тасмания, где введение подобной меры обсуждалось на законодательном уровне, в итоге отказались от ее применения, в первую очередь ввиду наличия значительных практических трудностей и рисков, связанных с осуществлением и обеспечением соблюдения такого запрета", - пояснили в компании.
В то же время, по мнению вице-президента JTI, такой запрет с высокой долей вероятности не приведет к желаемому сокращению потребления табака, поскольку будет ограничивать лишь легальные каналы продаж на территории России и не затронет теневые поставки, в первую очередь из стран Евразийского экономического союза.
Предложенное повышение акцизов на табачную продукцию также активизирует рост нелегального сегмента рынка, уверены в Philip Morris. "Резкое увеличение акциза приведет к росту потребительских цен на сигареты и, в условиях текущей экономической ситуации, существенно повышает риски увеличения нелегального рынка сигарет, который уже наблюдается в отдельных российских регионах, расположенных вдоль границ со странами Евразийского экономического союза. Для предотвращения этих рисков необходимы комплексные меры, такие как долгосрочная и взвешенная налоговая политика, гармонизация акцизных ставок на сигареты в Евразийском экономическом союзе и повышение эффективности мер в области борьбы с нелегальной торговлей", - отметили в пресс-службе компании.
В British American Tobacco указали еще на одну проблему - чрезмерное регулирование рынка электронных сигарет. "В отношении электронных сигарет ограничения и запреты неприемлемы без убедительных научных данных. Если руководствоваться интересами потребителей и заботой о здоровье, государство должно стимулировать разработку продукции со сниженным риском для здоровья, а не ограничивать ее", - подчеркнула директор по внешнекорпоративным связям компании.
Минздрав против табака
Ранее ТАСС ознакомился с подготовленным Минздравом России проектом антитабачной концепции на 2017-2022 годы. Он предполагает поэтапное увеличение налога на табачные изделия, повышение ставок акцизов до среднего уровня стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также введение экологического налога на сигареты.
Минздрав в проекте антитабачной концепции предлагает установить адвалорную ставку акцизов (устанавливается в процентах к стоимости продукции) и специфическую ставку акцизов (устанавливается в деньгах на единицу измерения продукции) и повышать ставки акцизов на табачные изделия в 4 этапа. В частности, на первом этапе, в 2017 году увеличить ставку акцизов на сигареты до уровня 2 тыс. рублей за 1 тыс. штук, добавив к этому 13% от расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2,8 тыс. рублей за 1 тыс. штук. На втором этапе, к 2018 году повысить ставку до уровня 3 тыс. рублей за 1 тыс. штук плюс 13,5% от расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 4 тыс. рублей за 1 тыс. штук. На третьем этапе, в 2020 году повысить ставку до 4,4 тыс. рублей за 1 тыс. штук плюс 13,5% от расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 6 тыс. рублей за 1 тыс. штук. На четвертом этапе или c 2022 года планируется ежегодная индексация ставок акциза темпами, опережающими уровень инфляции.
Минздрав в своем документе отмечает, что повышение акциза на сигареты до среднего уровня среди стран Европейского региона ВОЗ позволит дополнительно привлечь в бюджет до 900 млрд рублей по сравнению со сборами 2015 года и спасет от преждевременной смерти до 2 млн граждан.
Проект концепции также предлагает ввести с 2017 года налог на розничную продажу табачных изделий и электронных систем доставки никотина в размере 10% от цены данных товаров. При этом полученные деньги будут направлены в бюджеты субъектов РФ. В концепции также предусмотрено введение с 2018 года экологического налога на сигареты и введение запрета на все виды безналоговых и беспошлинных продаж табачных изделий.
Проект концепции государственной политики противодействия потреблению табака на 2017-2022 годы и дальнейшую перспективу разработан по поручению главы Минздрава Вероники Скворцовой. Концепция нацелена на снижение к 2025 году распространенности потребления табака среди населения с 33% до 25%.
Сейчас проект концепции предусматривает полный запрет на продажу табака после 2033 года людям, родившимся в 2015 году и позднее. Кроме того, планируется расширить перечень территорий и объектов, защищенных от табачного дыма. Также недопустимым станет курение в присутствии лиц, возражающих против употребления табака, вне зависимости от типа помещения. Сейчас документ находится в стадии обсуждения и доработки.