Эксперт: Каспийский хаб выведет производителей на новые рынки при снижении цен перевозок
По словам замруководителя Аналитического центра при правительстве Светланы Ганеевой, существенно снизить стоимость грузоперевозок возможно благодаря использованию новых, многотоннажных судов
СОЧИ, 28 февраля. /ТАСС/. Каспийский транспортно-логистический комплекс выведет отечественных производителей на новые рынки сбыта при условии, что цена на грузоперевозки будет не выше, чем в других портах России. Об этом в ходе делового завтрака, организованного Министерством РФ по делам Северного Кавказа и информационным агентством ТАСС при поддержке АО "Корпорация развития Северного Кавказа" на полях Российского инвестиционного форума в Сочи, заявила заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Светлана Ганеева.
"Самое главное, что при равной стоимости (стоимости грузоперевозок в сравнении с другими российскими портами - прим. ТАСС) никто не переключится - выгода должна быть существенной, чтобы не просто переключить грузопотоки, а открыть новые, создать производителям выход на те рынки, которые сейчас закрыты. Мы видим спрос, и если будет возможность по низкой ставке довезти до потребителя, то мы сможем конкурировать с другими странами, довезти свои востребованные товары оптимальным маршрутом", - сообщила она.
Ганеева отметила, что существенно снизить стоимость грузоперевозок станет возможно благодаря использованию новых, многотоннажных судов мощностью более 5 тыс. тонн. По словам эксперта, использование большегрузов позволит существенно снизить стоимость перевозки - на $100 за каждый контейнер.
Создание Каспийского хаба невозможно лишь за счет федеральных средств
Реализация проекта Каспийского транспортно-логистического комплекса невозможна лишь за счет средств из федерального бюджета. Такое мнение высказал ТАСС председатель совета директоров ЗАО "Транспроект Групп" Виталий Максимов.
"Источники финансирования в реализации проекта играют монументальный характер, и здесь хотелось бы предложить разработчикам не только обобщить имеющийся опыт, но и сконцентрировать разработку стратегии на то, из каких источников она будет финансироваться. Потому что если просто сказать, что это будет федеральный бюджет, то, вероятно, это приведет к тому, что в том объеме, в котором нужно, федеральных средств просто не хватит", - сказал он.
Максимов отметил, что реализация проекта должна основываться на государственно-частном партнерстве. "И это не только с точки зрения взаимодействия, когда, например, частный бизнес покупает корабли, государство финансирует портовую инфраструктуру, но и с точки зрения самой портовой, логистической инфраструктуры", - пояснил эксперт.
По словам Максимова, в настоящее время сложно определить необходимый для реализации проекта объем инвестиций, так как пока нет понимания состав объекта. Он сравнил его с региональным логистическим центром в Татарстане. "Там похожая ситуация была и объем инвестиций составил 12 млрд рублей. Здесь пока зарыты основные проблемы и хочется, чтобы мы как пользователи и специалисты понимали, как это будет реализоваться и оказали необходимую помощь разработчикам", - добавил эксперт.
Вклад в экономическое развитие
Согласно концепции Каспийского транспортно- логистического комплекса, разработанной Министерством РФ по делам Северного Кавказа, развитие транспортно- логистического комплекса каспийского направления может обеспечить значительный вклад в развитие экономики Юга России, так как даст доступ к устойчивым рынкам сбыта и будет способствовать формированию базы экспортных товаров через создание кластеров.
Так, в качестве наиболее перспективных направлений для развития кластеров отмечены глубокая переработка зерна, обработка сельскохозяйственной продукции, производство нефтехимии, производство композитных материалов, рыболовство и рыбопереработка.
Рынки сбыта Ирана и Индии называются в концепции, разработанной Минкавказом, наиболее перспективными. Самыми востребованными в Иране к 2030 году должны стать зерно и сельхозпродукция, кормовые шпроты, коксующийся уголь. Индия, согласно прогнозу, будет нуждаться в импорте бумаги, химии и сельхозпродукции.
Помимо Индии и Ирана, целевыми регионами для сбыта российских товаров могут стать страны Персидского залива и западная Африка.
Создание рабочих мест
Реализация проекта "Каспийский транспортно-логистический комплекс" позволит создать на юге России от 70 тыс. до 100 тыс. рабочих мест. Об этом сообщил советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Нурали Резванов.
"Это сильнейший катализатор социально-экономического развития юга России, что позволит создать от 70 до 100 тыс. рабочих мест, и это очень важно. Именно создание рабочих мест позволит увеличить налоговую базу этих субъектов, даст импульс развитию сельского хозяйства и туризма", - сказал он, отметив, что вопрос важен не только для модернизации существующих портов (Махачкала, Оля и Астрахань), но и для создания нового глубоководного порта на Каспии.
Эксперт отметил, что создание Каспийского хаба откроет для России новые рынки сбыта товаров и привлечет туристов, так как станет местом выхода речных судов на так называемое "Большое речное кольцо Европы".
"Я думаю, что примерно через 5-10 лет суда из Каспия и каспийских государств по Волго-Каспийскому и Волго-Донскому каналу будут выходить в Черное море, по Черному морю отправляться в Европу и возвращаться по Волге назад", - пояснил Резванов.
Концепция Каспийского хаба
Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строительство морского пассажирского терминала с пунктом пропуска в Махачкалинском порту, в порту Астрахани предусмотрено строительство морского пассажирского терминала с пунктом пропуска Астрахань, сохранение и развитие портовой деятельности с использованием судов класса "река-море", поддержка развития судостроения.
В порту Оля предполагается строительство контейнерного терминала для обслуживания перспективного грузопотока на базе малотоннажных судов и развитие терминала навалочных грузов в случае перспективного грузооборота по коксующемуся углю малотоннажных судов. В городе Дербенте, согласно концепции, будет построен пассажирский причал и морской пассажирский терминал для развития внутреннего и международного круизного туризма на Каспии.
Кроме того, в незамерзающей акватории Каспия будет создан новый порт.