Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе
Развитие транспортных маршрутов в Арктике придаст импульс для освоения ресурсов северных территорий и улучшит условия проживания местного населения, считают в Минтрансе
МОСКВА, 27 марта. /ТАСС/. Освоение Арктической зоны на сегодняшний день является одной из ключевых государственных задач, и во многом ее решение зависит от успеха мероприятий по модернизации и развитию транспортной системы арктического региона. Об этом говорится в материалах Министерства транспорта РФ.
Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года поставлена задача развития транспортной инфраструктуры в регионе с целью обеспечения лидерства России в транспортном использовании Арктики.
Через территорию Арктики проходят морские, воздушные и наземные транспортные маршруты, развитие которых придаст дополнительный импульс для освоения ресурсов северных территорий, создаст предпосылки для транзитных перевозок по трассе Северного морского пути, а также будет способствовать улучшению условий жизни проживающего в Арктике населения.
"Минтранс России проводит большую работу по развитию арктической транспортной инфраструктуры в рамках государственных программ, в том числе с привлечением частных инвестиций", - отметил представитель Минтранса.
Аэропорты Арктического региона
Действующими редакциями федеральных целевых программ предусмотрена реконструкция 8 аэродромов: Амдерм, Мурманск, Архангельск (Талаги), Нарьян-Мар, Диксон, Певек, Тикси, Чокурдах. В связи с сокращением бюджетного финансирования в ближайшей перспективе планируется проведение реконструкции аэропортов Чокурдах и Тикси.
Кроме того, в целях сохранения и развития аэропортовой инфраструктуры труднодоступных и северных территорий на базе убыточных аэропортов регионального и местного значения государством были созданы федеральные казенные предприятия, субсидируемые из федерального бюджета. Такая мера позволит проводить более эффективную работу по развитию авиации в Арктике.
Развитие железных дорог
Для развития железнодорожной инфраструктуры Арктики реализуется проект строительства пускового комплекса "Томмот - Якутск", направленный на обеспечение круглогодичного бесперебойного завоза грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера.
Крайне важным для развития транспорта в Арктике является проект "Создание железнодорожного Северного широтного хода", которым предусмотрено соединение Северной и Свердловской железных дорог, сокращение транспортных коммуникаций от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского бассейна. Строительство Северного широтного хода планируется осуществить с 2018 по 2022 гг.
Модернизация автодорожной сети
Всего по территории Арктической зоны проходят участки автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 729,5 км. В настоящее время ведется планомерная ремонтно-восстановительная работа на этих участках дорог.
На автомобильной дороге Р-21 "Кола" завершена реконструкция подъезда к Мурманску протяженностью свыше 15 км. Реализация проекта позволила устранить инфраструктурные ограничения грузовых и пассажирских потоков, повысить безопасность дорожного движения путем выведения транзитного транспорта за пределы улично-дорожной сети Мурманска.
На автомобильной дороге М-8 "Холмогоры" завершена реконструкция на участке протяженностью 13 км. Участок автомобильной дороги является звеном таких важнейших международных трансъевропейских маршрутов, таких как Северный морской путь и Международный евроазиатский транспортный коридор "Север - Юг".
В текущем году планируется реконструкция мостового перехода через канал Княжегубской ГЭС на автомобильной дороге Р-21 "Кола" в целях повышения пропускной способности.
Северный морской путь
Главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья и напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов по добыче минеральных ресурсов (Варандей, "Ямал СПГ", Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск - в общей сложности 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, 4 - руд и угля).
Транзит в ближайшей и среднесрочной перспективе будет дополнительным бонусом, и его роль в грузопотоке СМП будет незначительной.
В акватории СМП действуют восемь линейных ледоколов, четыре из которых атомные ("50 лет Победы", "Ямал", "Таймыр", "Вайгач") остальные 4 - дизель-электрические ("Адмирал Макаров", "Красин", "Капитан Хлебников" и "Капитан Драницын").
Основные проекты развития портовой инфраструктуры Арктического бассейна связаны с освоением нефтегазовых месторождений Ямала - это проекты по строительству морского порта Сабетта и терминала по перевалке нефти с Новопортовского месторождения, а также комплексным развитием Мурманского транспортного узла. Эти проекты уже сейчас являются точками роста для арктических регионов.
В 2016 году объем перевозок грузов по Северному морскому пути составил 7,5 млн тонн. К 2020 году планируемый прирост мощности портов Арктического бассейна составит около 40 млн тонн (за счет уже реализуемых проектов в портах Сабетта и Мурманск).