"Пиратов" прогнали из сетей: как Роскомнадзор защищает авторские права
Основным вызовом для регулятора становятся мобильные приложения с нелегальным контентом
Участники панельной сессии "Развитие рынка легального потребления аудио- и видеоконтента" в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) отметили положительные тенденции в борьбе с пиратством в России.
Глава Роскомнадзора Александр Жаров в своем выступлении отметил, что за последние два года ведомство защитило 300 объектов авторских прав зарубежных правообладателей и 1,8 тыс. российских, подчеркнув, что это "значительный прирост", поскольку пару лет назад зарубежные авторские права практически не были защищены. Под вечной блокировкой в настоящий момент находятся 228 сайтов, нарушающих "антипиратское" законодательство.
Улучшение ситуации с распространением контента отметили и в Национальной федерации музыкальной индустрии. При этом гендиректор организации Леонид Агронов призвал также обратить внимание на работу мобильных приложений. "Более половины продаж или распространения музыки сейчас приходится на мобильные устройства и в первую очередь через мобильные приложения. Поэтому проблема, которая сейчас существует и с которой надо работать – это необходимость получения возможности блокировать пиратские мобильные приложения", - призвал он.
Иностранные участники сессии поблагодарили Роскомнадзор за активную работу в сфере авторских прав. "С удовлетворением наблюдаем за теми мерами, которые вы предпринимаете по защите не только российских правообладателей, но и действуете от имени международных правообладателей", - отметил президент, управляющий директор по региону Европа, Ближний Восток и Африка, Американская ассоциация кинокомпаний Стэн Маккой.
Интернет против телевидения
По словам Жарова, по данным компании J'son & Partners Consulting, за последние два года объем российского рынка легальных видеосервисов составил 11,18 млрд рублей. Глава Роскомнадзора рассказал, что на таких сервисах более 60% составляют доходы от рекламы. Однако, растут и доходы от подписки - за год их доля выросла с 3,8% до 11,2% в совокупном доходе.
Как отметила генеральный директор компании ЗАО "Национальная Медиа Группа" Ольга Паскина, в России именно локальный контент "является основным драйвером роста онлайн- видео", а охват ряда онлайн-площадок сопоставим с ТВ. "Но если говорить не про охват, а долю рынка, мы понимаем, что онлайн-видео в 20-30 раз меньше, чем ТВ-рынок", - сказала она.
При этом, по словам Паскиной, рекламная модель монетизации онлайн-видео является не совсем эффективной. "Правообладатель получает 10-15 рублей в онлайн-видео и 80 рублей в традиционной ТВ-модели, - пояснила она. - Конечно же, мы все как правообладатели заинтересованы в повышении эффективности монетизации онлайн-видеорынка".
Генеральный директор АО "Газпром-медиа Холдинг" Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что компании очень важно, чтобы контент, "который является главным достоянием", был защищен - в прошлом году было произведено боле 26 тыс. часов собственного продукта.
"Весь этот продукт доступен в интернете, и мы понимаем, что это главная точка, откуда можно это нелегально использовать. Для нас защита этого контента, наших прав является очень важным", - подчеркнул Чернышенко. Генеральный директор отметил, что компания планирует продвигать новый многосерийный сериал, показывая его вначале в кинотеатрах, потом на федеральных каналах, а после - в платной среде. "Этот проект потребует очень большой поддержки регулятора", - отметил он. Название нового сериала Чернышенко не назвал.
Соцсети и легальный контент
По словам Жарова, российские соцсети практически полностью избавились от "пиратской" музыки и отметил, что Роскомнадзор выступает за то, чтобы "борьба с пиратством полностью перешла в зону саморегулирования".
Как отметил генеральный директор Mail.ru (компания владеет соцсетями "Вконтакте", "Одноклассники", "Мой мир") Борис Добродеев, в 2013 году компания приняла решение наладить отношения с правообладателями. Например, заключение договоров с крупнейшими звукозаписывающими компаниями привело к тому, что подавляющее количество музыки, которая появляется в соцсетях компании, загружается по договорю с правообладателями. Что касается видео, Добродеев отметил, что наибольшей популярностью на площадке пользуется UGC (пользовательский) контент.
"Мы верим в эволюцию UGC контента, полупрофессионального контента. Мы видим логичным продолжением событий создание собственного контента в ко-продакшне (совместном производстве - Прим.ТАСС), в том числе с медиахолдингами и студиями. Мы в этом году тоже станет правообладателем", - сказал он.
О ПМЭФ
Форум проходит с 1 по 3 июня. Мероприятия форума объединены девизом "В поисках нового баланса в глобальной экономике". ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством ПМЭФ. Кроме того, агентство является оператором презентационной зоны форума.