Международные аэропорты Дальнего Востока модернизируются в ожидании включения в СПВ
Режим Свободного порта Владивосток позволит иностранцам использовать упрощенный визовый режим при въезде в Россию
ВЛАДИВОСТОК, 30 октября. /ТАСС/. Международные аэропорты Дальнего Востока в ближайшие несколько лет модернизируют свою инфраструктуру. В частности, крупные проекты уже реализуют в Хабаровском крае, на Чукотке и на Сахалине. Распространение на международные аэропорты режима Свободного порта Владивосток (СПВ) позволит увеличить приток иностранцев и объем зарубежных инвестиций, однако предъявляет повышенные требования к качеству сервиса и инфраструктуры.
Ранее президент РФ Владимир Путин поручил до конца 2017 года распространить режим СПВ, который позволяет иностранцам использовать упрощенный визовый режим при въезде в Россию, еще на восемь аэропортов. Корреспонденты ТАСС узнали в правительствах регионов, у руководства аэропортов и экспертов, как идет модернизация авиапредприятий, и что они ожидают от введения режима СПВ.
Свободный порт - только начало
"Распространение режима Свободного порта на международные аэропорты - важное решение, влияющее на развитие многих отраслей экономики. Упрощенный визовый режим позволит расширить чартерные программы, в первую очередь, со странами АТР. По электронным визам на Дальний Восток смогут прилетать инвесторы и туристы из 18 стран", - привела слова министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки пресс-служба министерства.
Решение распространить режим свободного порта Владивосток на международные аэропорты в остальных регионах Дальнего Востока является стратегически правильным, но получить от него существенные дивиденды удастся только в долгосрочной перспективе, считает ведущий специалист экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Виталий Савенков.
"Из положительных моментов, действительно, следует отметить потенциальный рост пассажиропотока в части туризма и деловых контактов. Тем не менее, ожидать резкого увеличения количества пассажиров не стоит. По данным Минвостокразвития РФ, за чуть более чем два месяца работы режима Свободного порта Владивосток было выдано порядка 3 тыс. виз, а около 2 тыс. иностранных граждан посетили Россию по электронным визам. Это при том, что аэропорт Кневичи сам по себе является лидером перевозок пассажиров на Дальнем Востоке, по данным Росавиации", - рассказал ТАСС эксперт.
По его мнению, для аэропортов, находящихся в конце первой или во второй сотне по количеству перевезенных пассажиров в России, таких как Комсомольск-на-Амуре, Анадырь и Бухта Провидения, динамика роста будет гораздо медленнее. Да и само пребывание иностранцев на Дальнем Востоке иногда еще приближается к категории "экстремального отдыха".
"Местами низкий уровень сервиса, разбитые дороги и не всегда доступная инфраструктура не делают пребывание граждан из других стран излишне комфортным. С другой стороны, со временем иностранцы узнают и привыкнут к безвизовому въезду для краткосрочных поездок по Дальнему Востоку, а это, в свою очередь, подстегнет к развитию инфраструктуру как самих аэропортов и прилегающих территорий, так и регионов в целом", - уверен Виталий Савенков.
Он также отметил, что само по себе распространение режима СПВ - не есть законченное решение проблем недостаточного развития туристического, делового и транспортного секторов Дальнего Востока. Они должны решаться системно и на всех уровнях с привлечением лучших федеральных и зарубежных практик.
Тем не менее, эта мера очень четко попадает в концепцию "Дальний Восток - ворота России в АТР" и имеет хорошие перспективы при адекватной и комплексной реализации.
Современный аэропорт Хабаровска
Один из наиболее крупных аэропортов, на который планируется распространить режим СПВ, является Хабаровский аэропорт Новый. Первое здание аэровокзала здесь было построено еще в 1953 году. Сегодня инфраструктура аэропорта нуждается в усовершенствовании и обновлении.
Новые планы модернизации связаны с японскими инвесторами резидента ТОР "Хабаровск" - "Международный аэропорт Хабаровск". В частности, здесь началось строительство нового аэровокзального комплекса. Проект прошел госэкспертизу, и сейчас идут подготовительные работы: демонтаж объектов, расположенных на месте будущей строительной площадки, расчистка территории. Конкурс на выбор генерального подрядчика для строительства первой очереди будет объявлен в ноябре.
"Комплексная программа развития международного аэропорта Хабаровск включает реконструкцию аэродромного комплекса, строительство нового аэровокзального комплекса и реконструкция действующего международного терминала, а также создание гостинично-делового, выставочного и торгово- развлекательного центров в рамках концепции AirCity", - сообщила пресс-служба аэропорта Хабаровск.
Планируется, что строительство терминала внутренних авиалиний, реконструкция действующего международного аэровокзала, а также аэродромного комплекса аэропорта Хабаровск будут полностью завершены в 2019 году. Новый ежегодно уже обслуживает около 2 млн пассажиров, через него проходят 30 тыс. тонн грузов, он принимает воздушные суда всех типов.
Выполнение всего плана модернизации с участием японского инвестора, рассчитанного до 2030 года, даст возможность существенно повысить качество обслуживания пассажиров и увеличить пропускную способность до 4 млн пассажиров и 70 тыс. тонн грузов ежегодно. В проект по модернизации пассажирского терминала планируется инвестировать около 4,5 млрд рублей.
Дальние гавани
Режим СПВ должен будет распространиться также на аэропорты Угольный (город Анадырь) и Бухта провидения (поселок Урелики) на Чукотке, Игнатьево (Благовещенск) в Амурской области, Елизово (Петропавловск-Камчатский) на Камчатке, Дземги (Комсомольск-на-Амуре) в Хабаровском крае, Сокол (Магадан) в Магаданской области, а также Хомутово (Южно-Сахалинск) на Сахалине.
Некоторые из них уже реализуют собственные инвестиционные программы по развитию. Новый терминал до 2020 года должен быть построен в аэропорте Елизово.
По информации Минвостокразвития, объем инвестиций в проект составит чуть больше 7 млрд рублей. Победителем конкурса на строительство нового здания международного терминала в главном аэропорту Камчатки стала компания "Аэропорты регионов". Соглашение с инвестором было подписано на третьем Восточном экономическом форуме в сентябре 2017 года.
"Там будет не только сам аэровокзал с возможностью обслуживания порядка 400 пассажиров в час, но там будет целый комплекс: бизнес, гостиница и еще много других составляющих для того, чтобы приезжающие бизнесмены и туристы смогли чувствовать себя комфортно. Мы надеемся, что из-за того, что наш комплекс будет введен в строй, нарастим пассажиропоток до миллиона человек в год. Сейчас у нас 650 тыс.", - передала пресс-служба министерства слова главы региона Владимира Илюхина.
В 2016 году завершилась реконструкция взлетно- посадочной полосы аэропорта Хомутово в Южно-Сахалинске, который получил возможность принимать самолеты типа Boeing 747. Теперь стоит вопрос о строительстве нового здания аэровокзала. Проект оценивается в 6,7 млрд рублей.
"В 2019 году начнется реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Игнатьево. В планах Амурской области есть и строительство нового международного терминала, этот проект находится на стадии утверждения", - сообщает пресс- служба министерства по развитию Дальнего Востока.
Свободный порт уже работает
Между тем, уже два года режим СПВ работает в Кневичах во Владивостоке. По словам директора по авиационной коммерции Международного аэропорта Владивосток Александра Боброва, за это время в аэропорт пришли новые авиакомпании: "Россия", "Ангара", "Саратовские авиалинии", Royal Flight, Tianjin Airlines, China Eastern Airlines, Sichuan Airlines, JEJUair.
Был открыт ряд новых направлений, таких как Шанхай, Осака, Чхонджу, Санья, Шэньян, Тяньцзинь, Улан-Удэ, Комсомольск-на-Амуре, а также были серьезно увеличены провозные емкости в Сеул, Токио, Пусан, Харбин, Чанчунь. Доля международных пассажиров на сегодняшний день достигла 35% от общего пассажиропотока аэропорта Владивосток.
"С 2016 года международный аэропорт Владивосток является абсолютным лидером среди дальневосточных аэропортов по общему прямому пассажиропотоку, а по показателю международного пассажиропотока опережает аэропорты, как на Дальнем Востоке, так и в Восточной Сибири. При этом за девять месяцев текущего года прирост общего пассажиропотока составил 17%, а на международных линиях количество пассажиров увеличилось на 37%", - рассказал Бобров.
Как ранее писал ТАСС, федеральный закон о Свободном порте Владивосток вступил в силу в октябре 2015 года. Сегодня свободный порт включает 16 муниципальных образований Приморского края, Ванинский район Хабаровского края, Корсаковский городской округ Сахалинской области, городской округ Петропавловск-Камчатский Камчатского края и городской округ Певек Чукотки.