15 НОЯ, 21:13

ФАС: РЖД должны направить допдоходы от индексации грузовых тарифов на обновление поездов

В ведомстве также отметили, что компания должна приобрести грузовые вагоны для формирования резервного парка

МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) в случае индексации грузовых тарифов на 8% в 2018 году должно направить дополнительные доходы на решение проблем пригорода, в том числе на обновление поездов, заявил журналистам замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Александр Редько.

"ФАС не видит необходимости в корректировке тарифных решений на 2018 год, принятых на основании решений [премьер-министра РФ Дмитрия] Медведева в конце 2016 года, - сказал Редько. - В крайнем случае, если целесообразность повышенной индексации тарифов будет доказана правительству и будет прямое поручение правительства, считаем верным направлять дополнительные ресурсы РЖД не на компенсацию роста операционных расходов, а на решение проблем, в том числе обновление подвижного состава в пассажирских перевозках в дальнем и пригородном сообщении".

"На 2018 год РЖД заявились с индексацией 8% относительно решений, принятых премьер-министром Дмитрием Медведевым на совещании в декабре 2016 года", - сказал Редько. Он напомнил, что тогда были приняты решения об индексации грузовых тарифов на 4% и разовой дополнительной целевой надбавке в размере 2% на 2017 год, которая должна быть исключена из тарифной базы в последующие годы.

По данным ФАС, в деньгах РЖД повысили нагрузку на экономику за 2016-2017 годы на 75 млрд рублей - это сумма превышения тарифной индексации над уровнем инфляции. "Заявленная РЖД индексация на 8% запрашивает уже 150 млрд рублей дополнительной тарифной нагрузки на экономику в 2018 году", - отметил Редько. По его словам, речь идет об индексации на 6% и надбавке в 2%.

Ранее президент РЖД Олег Белозеров говорил, что инвестиционная надбавка к грузовому железнодорожному тарифу может составить 2%, а полученные от ее введения средства должны направляться на развитие конкретных направлений, например, БАМ и Транссиба, и подходов к портам.

Обязательство снизить верхнюю планку экспортной надбавки к грузовому тарифу

"РЖД готовы снизить верхнюю планку экспортной надбавки, устанавливаемой в рамках ценовых пределов, с текущего уровня 10% до уровня 8% или ниже. В ближайшей перспективе надбавка должна прекратить существование в рамках ценовых пределов", - сказал также Редько.

Кроме того, по мнению ФАС, РЖД должны активно использовать систему скидок для привлечения грузов. По словам Редько, необходимая нормативная база создана в поправках к постановлению правительства № 643, которые, в частности, предусматривают возможность продления действия скидок в рамках тарифного коридора на 10 лет. При этом сами правила предоставления таких скидок будут упрощены, отметил замглавы ФАС. По мнению ведомства, необходимо ввести механизм публичной оферты на получение скидки в зависимости от объема груза, заявленного к перевозке. Во избежание дисбаланса предусмотрена ежеквартальная корректировка предоставленных скидок, пояснил Редько. "Мы проект подготовили, в РЖД отправили", - сказал он.

Ранее ФАС выступала за снижение верхней границы тарифного коридора до 5% в 2018 году и полную отмену надбавки в 2019 году. Директор РЖД по коммерции Алексей Шило говорил, что компания просит ФАС на 10 лет продлить срок действия решений, принимаемых в рамках тарифного коридора, который позволяет компании давать скидки на перевозку грузов до 50% или вводить надбавку до 10%. По словам Шило, это позволило бы грузоотправителям, в частности нефтяным компаниям, определиться с инвестициями на долгосрочный период и повысило бы привлекательность железной дороги по сравнению с трубопроводным транспортом. Шило подчеркнул, что в этом году РЖД не повышали тарифы в рамках тарифного коридора.

РЖД с 2013 года имеют право оперативно вводить надбавку или предоставлять скидку к базовым тарифам, если в результате этих действий экономический эффект для перевозчика будет увеличиваться. С 2017 года ФАС утвердила тарифный коридор для РЖД от плюс 10% до минус 50%. То есть в рамках тарифного коридора РЖД могут вводить надбавку к тарифу на перевозки грузов в размере до 10% или скидку до 50%.

Покупка вагонов

РЖД должны приобрести грузовые вагоны для формирования резервного парка, сообщил Редько. По его словам, объем парка будет небольшим - несколько тысяч вагонов, а представить механизм его создания РЖД должны уже в ноябре. Редько напомнил, что в последнее время участились случаи невывоза грузов. "РЖД должны приобрести резервный парк и возить по согласованным ставкам, когда рынок не справляется", - подчеркнул замглавы ФАС, добавив, что речь идет о полувагонах, платформах и зерновозах. "Правила работы резервного парка будут прописаны и согласованы с ФАС", - отметил он.

По мнению ФАС, резервный парк должен не подменять рынок, а страховать потребителей и защищать их интересы в условиях резкого роста спроса или ограничения предложения вагонов. При этом ведомство допускает возможность формирования резервного парка как за счет покупки новых вагонов у производителей, так и за счет использования вагонов, предназначенных к утилизации (если сохранение таких вагонов будет поддержано правительством). "ФАС не поддержит сделки по приобретению РЖД вагонов на вторичном рынке, - подчеркнул замглавы ведомства. - Надо добавлять вагоны в систему, а не изымать из нее".

В ФАС напомнили, что резкий рост стоимости предоставления полувагонов стал причиной рассмотрения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении РЖД и их дочерней Федеральной грузовой компании (ФГК): стоимость предоставления полувагонов выросла с 400-450 рублей за вагон в сутки летом 2016 года до 1400-1500 рублей и выше (в ряде случаев - 2000-2500 рублей) летом-осенью 2017 года.

ФАС подозревает, что такое повышение цен стало возможным в результате манипуляций вагонным парком "УВЗ-Логистик", переданным в аренду ФГК в 2016 году. ФАС тогда выдало предписание ФГК, согласно которому цена на вагоны не должна вырасти более чем на 7,5%. Предписание было нарушено, в результате было возбуждено дело против ряда сотрудников РЖД и ФГК. После завершения экспертизы, ориентировочно в декабре 2017 года, комиссия ФАС примет решение по делу, сказал Редько.

 

Читать на tass.ru
Теги