Возвращение на Кубу: Россия восстанавливает свое экономическое присутствие на острове
Российские компании активизируют экономическое сотрудничество с Кубой — от экспорта локомотивов, автомобилей и пшеницы до модернизации промышленных предприятий
ГАВАНА, 15 декабря. /Корр. ТАСС Андрей Бекренев/. В 60–80-е годы прошлого века советско-кубинские отношения развивались стремительными темпами. С помощью СССР на острове было построено свыше 180 предприятий и хозяйственных объектов, заложены основы развития экономической базы, сахарной и химической промышленности, производства никеля, железнодорожного транспорта.
За счет импорта из Советского Союза удовлетворялись потребности Кубы в нефтепродуктах, авиационной технике, тракторах и автомобилях, удобрениях и других видах продукции. В СССР было подготовлено более 200 тыс. кубинских специалистов. Большую помощь непосредственно на Кубе оказывали советские ученые, инженеры, деятели искусства и педагоги. Ярким символическим примером сотрудничества тех лет стал совместный полет в космос в сентябре 1980 года на корабле "Союз-38" кубинца Арнальдо Тамайо Мендеса и Юрия Романенко.
Распад СССР и свертывание сотрудничества
После распада Советского Союза Россия пошла на свертывание торгово-экономических и политических связей с островом. В то время Куба оказалась в сложнейшей ситуации, когда в один момент лишилась рынков, сырья, топлива, технологий, финансирования — то есть всего, на что в течение 30 лет была ориентирована ее экономика. Руководством карибской страны были приняты срочные меры по выходу из кризисного положения, и постепенно тот вакуум, который создался после развала СССР, заполнили партнеры из других стран.
Безусловно, сейчас уже невозможно говорить о восстановлении наших экономических отношений в том объеме, который существовал с бывшим СССР: слишком много времени прошло, и слишком сильно изменилась ситуация и в России, и на Кубе. Вместе с тем в обеих странах уверены в возможности и необходимости развивать сотрудничество.
Спад в торговле преодолен
В последнее время между Россией и Кубой активно развиваются политические связи, контакты по парламентской линии, наблюдается оживление торгово-экономических связей.
В прошлом году удалось преодолеть спад в двусторонней торговле, наблюдавшийся на протяжении последних шести лет. Объем товарооборота вырос на 82%, составив $248 млн. В сентябре вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил на заседании российско-кубинской межправительственной комиссии, что по итогам 2017 года предполагается выйти на уровень в $400 млн.
Прошедшая на острове в ноябре Международная многоотраслевая выставка-ярмарка FIHAV-2017 показала большую заинтересованность в развитии и расширении сотрудничества. В торгово-промышленном форуме приняли участие несколько десятков компаний из России, в том числе "Роснефть", "Зарубежнефть", ОАО "РЖД", "Группа ГАЗ", "АвтоВАЗ", "КамАЗ", ЗАО "Трансмашхолдинг", "РМ Рейл", "Синара — Транспортные машины", "Рэйлтрансхолдинг". Российскую делегацию в этом году возглавлял заместитель министра промышленности и торговли Георгий Каламанов.
"Отношения между нашими странами развиваются очень динамично. Особенно это касается таких направлений, как автомобилестроение и транспортное машиностроение", — отметил Каламанов на открытии российской экспозиции на гаванской ярмарке.
Модернизация железных дорог
Одним из наиболее активно развивающихся направлений российско-кубинского сотрудничества является железнодорожный транспорт. РЖД планирует в ближайшее время подписать контракт стоимостью 1,9 млрд евро на восстановление и модернизацию железных дорог Кубы.
Кроме того, российские производители уже осуществляют поставки локомотивов, вагонов и другого железнодорожного оборудования. Так, 21 ноября в Гавану прибыли первые семь новых маневровых локомотивов из 75, которые были произведены и поставлены на Кубу российской компанией "Синара — Транспортные машины".
По словам торгового представителя России на Кубе Александра Богатыря, реализация РЖД проекта по модернизации кубинских железных дорог будет иметь, без преувеличения, стратегическое значение для карибской страны как в экономическом, так и в социальном плане.
"Железная дорога для Кубы является в прямом и переносном смыслах дорогой развития. Создание современной высокотехнологичной отрасли потянет за собой развитие и многих других производств и услуг, улучшится транспортное сообщение между провинциями острова, связь, повысится мобильность населения, в целом улучшится качество жизни кубинских граждан. Современная железная дорога открывает новые возможности и для развития туризма", — отмечает Богатырь.
Куба была первой страной Латинской Америки, которая в 1837 году провела железную дорогу с целью развития сахарного производства. В то же время в последние десятилетия отрасль пришла в упадок из-за чрезмерной эксплуатации оборудования и недостатка инвестиций.
Протяженность кубинских железных дорог превышает 12 тыс. км. В отрасли занято 25 тыс. работников. Кубинские железные дороги перевозят около 11 млн тонн грузов в год и более 13 млн пассажиров, в то время как потребности государства как минимум в два раза выше.
Возвращение российского автопрома
В сфере автомобильного транспорта Куба в последние годы активно сотрудничает с азиатскими странами. На улицах кубинских городов все чаще можно встретить легковые автомобили, автобусы и грузовики китайского производства. В то же время ведущие российские производители автотранспорта заявляют о своих планах по возвращению на кубинский рынок.
Недавно на Кубу было поставлено около 2500 единиц автомобильной техники "КамАЗ" (грузовые автомобили, прицепы и др.). В январе 2018 года должны прийти более 300 автомобилей Lada, что знаменует возвращение на Кубу популярного здесь бренда. Машины будут работать в такси. Последний раз "АвтоВАЗ" поставлял автомобили на остров 12 лет назад. Большие планы в отношении Кубы реализуют также предприятия "Группы ГАЗ", Ульяновский автомобильный завод.
Так, "Группа ГАЗ" в 2016 году поставила на Кубу партию из ста средних грузовиков ГАЗ-3309, которые себя очень хорошо зарекомендовали на острове. Кроме того, компания заинтересована в организации сборочного производства в карибской стране.
"Перспективы у российского автопрома на острове Свободы хорошие. Однако надо иметь в виду, что свято место пусто не бывает. Когда-то советское автомобильное присутствие на Кубе было подавляющим. Теперь нам приходится бороться за долю на кубинском рынке", — говорит Богатырь.
По его словам, на Кубе в пользу России работает в том числе и субъективный фактор — здесь продукция российского автопрома имеет положительную репутацию.
Проекты по добыче нефти
Из российских нефтегазовых компаний на Кубе работают "Роснефть" и "Зарубежнефть". "Они осуществляют совместный проект с государственной компанией CUPET на кубинском шельфе в Мексиканском заливе. Задача — оценить на основании сейсмических данных углеводородный потенциал и перспективы блока №37. В дальнейшем "Роснефть" готова вести разработку этого блока на условиях соглашения о разделе продукции", — поясняет российский торгпред.
Кроме того, российские компании получили права на зрелые месторождения Бока-де-Харуко ("Зарубежнефть") и Варадеро ("Роснефть") с целью повышения их нефтеотдачи.
"Зарубежнефть" на своем участке работает с 2011 года. За это время была проведена доразведка нефтеносного пласта, пробурены шесть скважин, создана производственная инфраструктура, апробированы термические методы увеличения нефтеотдачи, получены фонтанные притоки тяжелой нефти. С конца 2016 года проект вступил в стадию опытно-промышленной эксплуатации, по результатам которого будут приняты решения о том, что делать дальше.
"Роснефть" подписала контракт с CUPET в декабре 2016 года. На сегодняшний день операционное подразделение "Роснефти" "РН-Эксплорейшн" открыло в Гаване офис и планирует приступить к работам на своем месторождении в 2018 году. В "Роснефти" считают, что у проекта Варадеро есть хороший потенциал, но его надо подтвердить на практике.
"В целом наличие на Кубе и в ее территориальных водах промышленных запасов углеводородов (нефть, газ) сомнений не вызывает. Неспроста здесь присутствует целый ряд иностранных нефтедобывающих компаний, в том числе из США (Schlumberger и др.). Другое дело, что нефть на Кубе тяжелая, и экономику проекта надо считать в каждом конкретном случае", — отмечает Богатырь. По его словам, она может быть улучшена, например, за счет определенных преференций, которые могло бы предоставить кубинское государство.
Металлургия и энергетика
Российская компания "Промышленный инжиниринг" по контракту с кубинской Acinox Comercial реализует проект по модернизации крупнейшего на острове металлургического завода "Антильяна де Асеро им. Хосе Марти".
"Завершение работ планируется в 2022 году. На первом этапе — три года — предусматривается модернизация инфраструктуры и энергетики предприятия, реконструкция действующего и поставка нового производственного и вспомогательного оборудования. На втором этапе — 2 года – поставка основного металлургического оборудования: машины непрерывного литья заготовок и стана с нагревательной печью", — говорит торгпред РФ на Кубе. На данный момент ведется подготовка проектной документации.
Что касается проекта по энергетике, то речь идет о строительстве четырех новых энергоблоков мощностью 200 МВт каждый: три — на ТЭС "Восточная Гавана" и один — на ТЭС "Максимо Гомес". Это крупный проект стоимостью 1,2 млрд евро. Планировалось завершить все работы в 2024 году. Однако по просьбе кубинской стороны сейчас просчитывается возможность ускорить сроки сдачи объектов в эксплуатацию.
В настоящее время российский генподрядчик "Интер РАО — Экспорт" осуществляет изыскательские и проектные работы.
Экспорт пшеницы
По словам российского торгпреда, Куба ежегодно покупает порядка 800 тыс. тонн пшеницы. "До последнего времени России в числе ее поставщиков не было. Но в этом году кубинский импортер зерна Alimport и ряд российских компаний-экспортеров установили прямые контакты и ведут переговоры о поставке в 2018 году 100 тыс. тонн пшеницы. Надеемся на успешное их завершение и что в будущем наше сотрудничество в этой сфере будет стабильным и постоянным", — отмечает Богатырь.
Огромный потенциал сотрудничества
Кубинское руководство проводит курс на модернизацию экономики страны. В значительной мере это предполагается делать за счет привлечения иностранного капитала, иностранных технологий, лучших иностранных управленческих практик. По словам российского торгпреда, России есть что предложить в этом смысле. "Мы не случайно являемся крупнейшим партнером Кубы в деле модернизации ее промышленных предприятий. Если сложить суммы уже действующих контрактов и планируемых к подписанию, то Россия окажется на первом месте по потенциалу сотрудничества с Кубой в материальной сфере", — отмечает Богатырь.
Среди отраслей сотрудничества, перспективных для российских компаний, можно также выделить химическую, связь, морской транспорт, судостроение, биотехнологии, мирный атом, зеленую энергетику, электросетевое хозяйство, машиностроение.
Стратегические партнеры
Сегодня Россия и Куба эффективно выстраивают стратегическое партнерство. "Наше взаимодействие осуществляется в самых различных областях. Оно основано на богатой исторической дружбе, взаимном уважении и интересе", — подчеркивает посол России на Кубе Михаил Камынин.
По его словам, российско-кубинские отношения устремлены в будущее. "Подтверждением этого является широкая поддержка на самом высоком политическом уровне и активное участие российских компаний в реализации планов социально-экономического развития Кубы до 2030 года", — отмечает российский посол.
С ним согласен и министр внешней торговли и иностранных инвестиций Кубы Родриго Мальмиерка. "Мы уверены, что в ближайшие годы наше экономическое сотрудничество еще больше укрепится. Кубинский рынок открыт для торговых отношений с Россией, а наше сердце — для дружбы с вашей страной", — сказал министр на открытии российской экспозиции на гаванской международной ярмарке.