Обоснование эффективности проекта "Бованенково - Сабетта" будет готово летом
По словам заместителя губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова, проект начнется после завершения строительства Северного широтного хода
САЛЕХАРД, 19 декабря. /ТАСС/. Специалисты подготовят к середине 2018 года обоснование эффективности проекта строительства в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) новой 170-километровой железной дороги Бованенково - Сабетта, которая обеспечит прямой выход Северной и Свердловской железных дорог к арктическому порту Сабетта и Северному Ледовитому океану. Об этом сообщил во вторник журналистам заместитель губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов.
"Мы начинаем активное обсуждение железной дороги в Сабетту. Это является главным элементом нашей опорной зоны. Сейчас с ведущими научными организациями мы делаем технико- экономическое обоснование этого проекта, подключаем ресурсную базу, тарифные решения, бюджетные эффекты с той целью, чтобы к середине года (2018 года - прим. ТАСС) иметь на руках обоснование эффективности этого проекта для обсуждения на самом высоком уровне", - сказал Артюхов.
По его словам, реализация этого проекта станет логичным продолжением проекта Северного широтного хода (СШХ) и начнется после завершения строительства СШХ. "В текущей модели завершение строительства СШХ - это конец 2023 года, до этого времени вводить магистраль Бованенково - Сабетта не стоит. Срок строительства новой дороги - максимум три года, соответственно, мы можем приступать к ее строительству в 2022 году", - сказал вице-губернатор, добавив, что объемы финансирования проекта еще обсуждаются.
Новые возможности Саббеты
Артюхов отметил, что в результате запуска новой магистрали на карте северных морей России появится самый восточный порт с подведенной железной дорогой - Сабетта. "В средней и долгосрочной перспективе будет много шельфовых проектов <...> А если брать месторождения "Роснефти", там сотни скважин, это огромные инвестиции. Логистика будет иметь огромное значение для эффективности таких проектов", - сказал он.
По мнению властей ЯНАО, Сабетта в среднесрочной перспективе может стать пунктом снабжения и безопасности крупных проектов. "Это будет самое близкое, короткое плечо до центров экономической активности в ближайшие 10-15 лет. Известно о больших планах "Роснефти" и "Лукойла" по Таймырскому полуострову, не так давно "Роснефть" сообщала, что нашли новое месторождение в районе уже моря Лаптевых, там вообще нет никакой инфраструктуры. Мы понимаем, что Сабетта наша, может быть, самая крайняя точка связи портов и железных дорог", - сказал Артюхов.
Он подчеркнул, что при реализации проекта необходимо соблюсти интересы самых разных сторон. "Проект непростой, мы поэтому подходим к нему очень аккуратно, там много участников, интересы которых надо соблюсти, например, международный консорциум "Ямал СПГ", "Газпром" <...> Мы видим зоны жизни этого проекта без господдержки, а если в эту модель добавить еще и господдержку, то тогда экономика проекта складывается абсолютно живой, даже с запасом, и это все можно реализовывать", - сказал Артюхов.
Вице-губернатор добавил, что "основные бенифициары проекта - "Газпром" и РЖД - уже заинтересованы, у них идет рабочий диалог". "Газпром" не хочет иметь тупиковую железную дорогу, они понимают, что если она выходит в порт Сабетта, то они начинают на ней зарабатывать", - сказал вице-губернатор.
Порт Сабетта был построен для реализации проекта по сжижению природного газа "Ямал СПГ". "Ямал СПГ" (50,1% у "Новатэка", по 20% - у французской Total и китайской CNPC, 9,9% - у Фонда Шелкового пути) станет первым заводом "Новатэка" по сжижению газа. Проект реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения (полуостров Ямал) и предполагает запуск трех технологических очередей по производству сжиженного природного газа мощностью около 5,5 млн тонн в год каждая. Сейчас введена в эксплуатацию первая очередь завода, вторая и третья очереди будут введены в 2018-2019 годах.
Северный широтный ход - железная дорога длиной 707 км, которая соединит Северную и Свердловскую железные дороги и даст возможность вывоза грузов с новых месторождений в северных районах полуострова Ямал. Стоимость проекта предварительно оценивается более чем в 200 млрд рублей. Начало строительства запланировано на 2018 год.