Регионы начнут новую финансовую жизнь с января 2018 года
Эксперты, опрошенные ТАСС, уверены, что регионы смогут справится с задачей, если экономику не накроет новой волной кризиса
МОСКВА, 21 декабря. /Корр. ТАСС Дарья Карамышева, Лана Самарина/. Минфин России объявил регионам, что кризисный период в экономике подходит к концу и в связи с этим правительство меняет правила и объемы поддержки субъектов, ожидая от них более самостоятельного и взвешенного подхода к финансам. Эксперты, опрошенные ТАСС, уверены, что регионы смогут справится с задачей, если экономику не накроет новой волной кризиса.
- Кабмин выделил более 11,5 млрд рублей на поддержку бюджетов 23 регионов
- Власти Нижегородской области намерены увеличить поддержку сельского хозяйства в регионе
- АСИ: регионы практически не имеют инфраструктуры для поддержки волонтеров
- Кабмин выделил еще 55 млрд рублей на бюджетные кредиты регионам
- Как регионы добиваются профицита и сбалансированности бюджетов
Бюджет на 2018-2020 годы предполагает сокращение общего объема трансфертов регионам из федерального бюджета на четверть, отказ от выдачи новых бюджетных кредитов и запуск программы реструктуризации уже накопленных.
По мнению большинства экспертов, проблема долга регионов накапливалась много лет, и правительство несколько раз предлагало комплексы мер для ее решения. В частности, регионы пытались стимулировать на размещение региональных облигаций для снижения суммы процентов по долгам, замещать их бюджетными кредитами, обязывать регионы принимать долгосрочные стратегии по снижению уровня долга и так далее. Однако ни один из них кардинально проблему не решил. На данный момент суммарный долг регионов составляет более 2 трлн рублей.
Семь субъектов России имеют коммерческие и бюджетные долговые обязательства, сумма которых превышает доходы этих регионов. По статистике Минфина, у 16 регионов сумма долга составляет 85-100% от суммы годовых доходов, у 31 региона эта доля составляет от 50% до 80%, и у 31 региона - менее 50% от доходов. При этом у четырех регионов доля краткосрочных обязательств составляет более 50% доходов.
Программа реструктуризации
Министр финансов Антон Силуанов неоднократно высказывался, что программа выдачи бюджетных кредитов должны сворачиваться, так как была антикризисной мерой предыдущих лет. Ее целью было замещение "дорогих" кредитов, взятых регионами у коммерческих банков на кредиты из бюджета под ставку 0,1% годовых. Однако власти неоднократно подчеркивали, что в отличии от субсидий и дотаций этот инструмент предоставляется регионам на возвратной основе и регионы обязаны будут его вернуть. В 2018 году подходил бы срок возврата основной части взятых регионами бюджетных кредитов. Чтобы не дестабилизировать финансовую обстановку в регионах в год выборов, субъектам было объявлено о запуске программы реструктуризации накопленных бюджетных кредитов сроком на 7-12 лет. Программа вступит в силу с 1 января 2018 года.
В первые два года регионам нужно будет выплачивать всего по 5% долга ежегодно. По оценке Минфина, объявленная президентом реструктуризация позволит регионам сэкономить около 430 млрд рублей в ближайшие два года. Право продлить реструктуризацию до 12 лет получат только те регионы, которые покажут в 2018-2019 годах рост доходов выше уровня инфляции.
Согласно условиям программы реструктуризации, субъекты с объемом государственного долга на 1 ноября 2017 года менее 35% от доходов могут произвести дополнительные заимствования для выполнения социальных обязательств. Однако увеличение объема госдолга возможно только до 35% от доходов. Субъекты, у которых наблюдается снижение доходов региональных бюджетов, также могут увеличить объем госдолга для выполнения социальных обязательств в пределах выпадающих доходов.
Санкции для отстающих
Минфин выставил регионам условия участия в программе. Регионам необходимо будет следить за двумя важными параметрами: дефицитом своего бюджета и уровнем государственного долга. Министерство предусмотрело в соглашениях по реструктуризации предложения по сокращению госдолга регионов на уровне не менее 2% от общего объема.
Еще одним условием участия регионов в программе станет ужесточение требований по новым коммерческим займам. По мнению Минфина, они должны проходить по ставке не выше ключевой ставки Центрального банка плюс 1 процентный пункт.
За неисполнение регионами условий по реструктуризации предусмотрены санкции. Так, за срыв графика выплат по реструктуризации долгов придется вернуть весь кредит. А неисполнение контроля за ключевыми показателями - уровнем дефицита бюджета и уровнем госдолга региона - будет чревато возвратом до 20% реструктурированного бюджетного кредита. За срыв программы реструктуризации будут предусмотрены и меры дисциплинарной ответственности в отношении должностных лиц регионов, пообещал министр финансов.
Вице-премьер РФ Дмитрий Козак не исключил кадровых последствий и для руководства тех регионов, которые допустили высокий уровень регионального долга и при этом не подадут заявку на участие в программе его реструктуризации.
Будет ли программа работать?
Директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин уверен, что новая программа поддержки регионов, конечно, будет работать, но в большей степени это будет зависеть от того, ждет ли Россию еще одна волна кризиса или нет. "Потому что пока все растет, все замечательно, а если все в очередной раз рухнет, то регионам придется поспешно реструктурировать свои долги", - сказал эксперт.
Программа реструктуризации выгодна регионам и они будут охотно в нее вступать, соглашаются эксперты, так как в первую очередь речь идет об отсрочке. Бюджетные кредиты выдавались сроком на 3-5 лет, а теперь сроки выплат будут отнесены на более дальние периоды и первые годы - 2018-2019 гг. - будет выплачиваться маленький процент от суммы долга. "Поэтому регионы будут считать, что сейчас лучше идти по реструктуризации, а через 2-3 года будь что будет. Явно чувствовалось желание федерации немножко под ковер закопать проблемы, отложить на дальние годы. Но когда они настанут, может быть продлят реструктуризацию, может быть ситуация поменяется. А вот первые годы, пока все нормально, регионы будут платить мало", - прокомментировал Дерюгин.
Центр стратегических разработок, возглавляемый бывшим министром финансов России Алексеем Кудриным, в свою очередь предлагает рассмотреть возможность сокращения расходных обязательств регионов, то есть пересмотреть разграничение полномочий. В частности, взять на федеральный центр обязательства по выплате в ФОМС взносов за неработающее население. Это позволит регионам высвободить порядка 630 млрд руб. в год. "Эта мера позволила бы сокращать межбюджетные трансферты, и бюджетные кредиты не нужно было бы так активно использовать", - говорит эксперт ЦСР Илья Соколов.
По мнению властей, только для трех-четырех регионов РФ участия в программе реструктуризации будет недостаточно для решения их финансовых трудностей. Президент, в свою очередь, в рамках ежегодной пресс-конференции пообещал дополнительную помощь этим регионам.
Выяснить, кто является самыми большими должниками СМИ пока не удалось: на пресс-конференции президента упоминалась только Новгородская область. Однако известно, что наиболее сложная долговая ситуация сегодня в Хакасии и Мордовии. О срочной поддержке также попросили Кабардино- Балкария, Костромская, Волгоградская, Орловская и Астраханская области.