6 ФЕВ, 19:52

Эксперт: бизнес стал активным заказчиком специальных образовательных программ в вузах

Главной проблемой при этом остается способность компаний доносить до профессорско-преподавательского состава учебных заведений свои потребности

МОСКВА, 6 февраля. /ТАСС/. Высокотехнологичный бизнес больше не ждет от вузов готовых специалистов. Он заказывает специальные образовательные программы под те категории работников, квалификацию которых считает недостаточной. Такое мнение выразил ТАСС заместитель директора образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ госкорпорации "Роснано" Станислав Нисимов.

По его словам, работу этой системы ярче всего можно увидеть на примере быстро развивающейся компании "ПЭТ-Технолоджи", которая была создана в 2011 году для формирования в стране сети центров ядерной медицины для ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний. Сейчас она является портфельной компанией госкорпорации "Роснано".

Разработка необходимых программ

Для эффективной работы ПЭТ-центра нужны радиохимики, медфизики, врачи и медсестры высочайшей квалификации. "Ни в одном вузе страны ничего не знали про используемую компанией технологию, - вспоминает заместитель генерального директора по медицине компании "ПЭТ-Технолоджи" Павел Головин. - Но в МГУ быстро поняли, как должен быть структурирован учебный курс, сориентировались и нашли нужных специалистов среди практиков в Российском научном центре радиологии и хирургических технологий имени А. М. Гранова и в Институте мозга человека в Санкт-Петербурге".

В первой волне обучения по разработанной в 2013 году на химическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова программе "Позитронно-эмиссионная и компьютерная томография" прошли повышение квалификации 22 специалиста, однако полностью утолить кадровый голод это не помогло.

К декабрю 2014 года компания "ПЭТ-Технолоджи" и ФИОП запустили более фундаментальную 500-часовую образовательную программу повышения квалификации в области ядерной медицины и организации управления лечебно-диагностическим процессом. Сделано это было на базе Башкирского государственного медицинского университета. Обучение по ней прошли 33 слушателя. Эта образовательная программа по итогам 2016 года стала лауреатом премии в сфере медицинского и фармацевтического образования России в номинации "За лучшую практику учебно-методического сопровождения образовательных программ".

Третья учебная программа ФИОП в ядерной медицине появилась в 2016 году, когда в "ПЭТ-Технолоджи" начали заниматься лечением онкологических заболеваний. Для этого компания приобрела роботизированную радиотерапевтическую систему "Кибер-Нож". На этой установке интенсивный пучок электронов с высочайшей точностью облучает больное место, фактически "выжигая" опухоль. Специалистов для работы на подобной технике не было.

В качестве разработчиков программы переподготовки по конкурсу была отобрана кафедра физики ускорителей на физическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. К разработке программы привлекались специалисты МИФИ. В итоге на базе Федерального научного центра радиологии в Обнинске и московского Медицинского биофизического центра имени А. И. Бурназяна, который предоставил собственное оборудование, в декабре 2017 года завершили переподготовку 18 специалистов этих ведущих онкологических медучреждений страны и получили соответствующие свидетельства МГУ государственного образца.

"Без Фонда инфраструктурных и образовательных программ "Роснано" этой программы бы не было, - уверен завкафедрой физики ускорителей и радиационной медицины физфака МГУ профессор Александр Черняев. - Нам удалось получить финансовую поддержку, чтобы объединить большое количество квалифицированных людей для создания этой программы".

Программы продолжают жить

По мнению замдиректора образовательных проектов и программ ФИОП Станислава Нисимова, без Фонда большинство из 160 созданных с его участием узкопрофильных программ не состоялось бы. "Косность и инертность российских вузов - не более чем миф. Они охотно идут на разработку специальных образовательных курсов под нужды конкретного производителя", - сказал Нисимов.

"Главная проблема взаимодействия высокотехнологичного бизнеса и вузов - коммуникационная. Им нужен переводчик, который адекватно донесет до профессорско-преподавательского состава потребности говорящих на своем языке практиков", - отметил эксперт. По программам ФИОП прошли переобучение, повысили квалификацию и прослушали учебные курсы более 54 тыс. специалистов предприятий и студентов нанотехнологических специальностей, уточнил Нисимов.

Замдиректора добавил, что после обучения первой группы слушателей по заказу конкретного предприятия учебные программы не умирают. "Мы используем этот курс для программ обучения ординаторов, а электронный модуль стал частью нашей классической программы повышения квалификации врачей", - заверила ТАСС заместитель директора Института дополнительного профобразования Башкирского государственного медуниверситета кандидат биологических наук Ольга Целоусова. По ее словам, квалификацию повысили более 300 специалистов. Вуз обретает сам и получает возможность передавать другим совершенно новые компетенции, которых у него раньше не было, отметил Нисимов.

Однако роль Фонда не только в том, чтобы заказчик и вузы нашли друг друга, но и в жестком методическом сопровождении процесса формирования новых курсов, считает Нисимов. "Учебные программы разрабатываются так, чтобы в них присутствовало только самое необходимое для освоения новых технологий, заказчику не нужны универсалы, требуются специалисты, обладающие уникальными компетенциями. Мы еще среди всего прочего обучаем вузы работать с реальными запросами рынка труда. Без появления у университетов подобных навыков бизнес настороженно относится к предложениям о переподготовке на их базе своих специалистов", - заключил Станислав Нисимов.

Читать на tass.ru
Теги