Эксперты: доля нелегального рынка сигарет России в I квартале выросла до 7,7%
Другую быстрорастущую категорию на нелегальном рынке составляет табачная продукция, находящаяся в обороте либо без специальной акцизной марки, либо с признаками ее подделки
МОСКВА, 19 апреля. /ТАСС/. Доля российского нелегального рынка сигарет по итогам первого квартала 2018 года выросла до 7,7% против 4,6% годом ранее, говорится в исследовании аналитического агентства Kantar TNS.
"По отраслевым расчетам в масштабах российского рынка объем нелегальной продукции составит около 20 млрд штук сигарет в 2018 году, а государственный бюджет может потерять более 50 млрд рублей дохода от табачных акцизов и НДС", - сообщает агентство.
В структуре нелегального рынка основной объем (более 37%) составляют сигареты, произведенные в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На их долю приходится 2,9% всего потребления табачных изделий (или около 7,5 млрд сигарет). Значительная часть представлена сигаретами белорусских производителей, выпущенными как для внутреннего рынка с акцизными марками Белоруссии, так и предназначенными для экспорта.
Как отмечают эксперты, тенденцией последних лет стало увеличение доли сигарет, произведенных за пределами стран ЕАЭС, в частности, в Объединенных Арабских Эмиратах и Сербии. В общем объеме нелегального потребления их доля увеличилась до 24,6% по сравнению с 1,9% по итогам первого квартала 2017 года.
Другую быстрорастущую категорию на нелегальном рынке составляет табачная продукция, находящаяся в обороте либо без специальной акцизной марки, либо с признаками ее подделки. По данным аналитиков, доля данной категории увеличилась с 1,6% до 2,4% российского рынка в первом квартале 2018 года.
"На ее рост повлияло отсутствие до настоящего момента обязательной системы цифровой маркировки, позволяющей эффективно отслеживать производство, оборот и уплату акцизов российскими производителями", - отмечается в исследовании. Наиболее высокий уровень проникновения нелегальной продукции отмечен в приграничных регионах России, в том числе в Брянской и Смоленской областях, где доля нелегальных сигарет почти в три раза превышает общероссийские показатели.
Всему виной цена
"Значительный рост доли нелегального рынка на протяжении последних двух лет доказывает, что цена остается единственным ключевым фактором выбора в пользу дешевой нелегальной продукции", - считает вице-президент табачной компании JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергея Головко.
По его мнению, повышение ставок акциза в России будет способствовать ценовой привлекательности и все более лояльному отношению потребителей к нелегальным сигаретам. Эффективное решение проблемы нелегального рынка в России, по его словам, требует принятия комплекса мер, включающего выравнивание ставок акцизов на табачную продукцию на уровне ЕАЭС, совершенствование внутрироссийского законодательства и его правоприменения и обязательное введение цифровой маркировки в странах - участницах ЕАЭС.
"Для того чтобы остановить стремительный рост рынка нелегальной табачной продукции в России и обеспечить устойчивые налоговые поступления в государственный бюджет, необходим комплексный подход, включающий предсказуемую взвешенную налоговую политику государства, ужесточение санкций за производство и сбыт нелегальной табачной продукции и повышение эффективности правоприменительной практики", - соглашается вице-президент по корпоративным вопросам Philip Morris International Сергей Слипченко.
Он отмечает, что введение единой минимальной цены на сигареты также могло бы противодействовать росту нелегального рынка, повысив прозрачность на рынке. В свою очередь введение обязательной системы цифровой маркировки на территории государств - членов ЕАЭС, по мнению Слипченко, также позволит ограничить рост нелегального рынка и тем самым сократить потери государственного бюджета России и одновременно реализовать "полноценное свободное движение" легальной продукции в границах ЕАЭС.
В России внедрением цифровой маркировки для табачной продукции занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), назначенный единым оператором проекта. Заместитель генерального директора организации Реваз Юсупов объяснил, почему цифровая маркировка позволит обезопасить легальный рынок от фальсификата: "Система цифровой маркировки исключает возможность выхода нелегальной продукции с завода благодаря генерации кода непосредственно в момент производства. Цифровой код нельзя скопировать или украсть - для каждой пачки он индивидуален, защищен криптографией и хранится в системе оператора. При переходе на маркировку нелегальные производители не смогут выпускать продукцию в оборот, пачку без маркировки не примут логистические компании и далее благодаря функционалу онлайн-касс продажа нелегальной продукции также будет невозможна".
"Результаты исследования и зарубежный опыт говорят о том, что дальнейшее повышение акцизов в России неизбежно приведет к усугублению проблемы (росту нелегальной табачной продукции - прим. ТАСС). Остановить распространение нелегальной продукции поможет взвешенная акцизная политика России и ее соседей по ЕАЭС. Кроме того, необходимо развивать правоприменительную практику и усиливать финансовое наказание за продажу "серого" продукта", - прокомментировал руководитель "БАТ Россия" по противодействию незаконному обороту табачных изделий Максим Курганский.
По мнению директора департамента по корпоративным и юридическим вопросам в России и странах Центральной Азии компании Imperial Tobacco Георгия Соустина, эффективным методом борьбы с производством нелегальной продукции в России является отслеживание оборота производственного табачного оборудования.
"Еще одним тревожным фактом является драматический рост доли нелегальной продукции в регионах с невысоким доходом населения (Северная Осетия, Брянская область) - в пять раз выше, чем в среднем по стране, что свидетельствует о критическом уровне цен легальной продукции для людей с низким доходом. В этой связи любая инициатива, влекущая за собой увеличение стоимости легальной табачной продукции, должна быть тщательно взвешена", - указывает он.
Исследование проводилось аналитическим агентством Kantar TNS по заказу компаний JTI, PMI, BAT и IT методом интервью и обмена пачек у курильщиков в возрасте от 19 до 64 лет. Опрос респондентов проходил в восьми регионах России в период с января по февраль 2018 года.