Участники саммита информагентств на ПМЭФ обсудили борьбу с фейками и угрозы для рынка
В мероприятии приняли участие руководители почти 30 крупнейших новостных служб
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 мая. /ТАСС/. Возможности создания механизмов по борьбе с фейками, конкуренция с социальными сетями, перспективы автоматизации производства контента и внедрение искусственного интеллекта в технологии СМИ стали основными темами саммита информагентств, прошедшего в четверг под эгидой ТАСС на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ). Руководители СМИ обсудили ключевые вызовы современной журналистики, подчеркнув важность сохранения исходного принципа - достоверности новостей, передает корреспондент ТАСС.
Механизмы против фейка
Исполнительный директор японского Kyodo News считает, что сейчас новостному сообществу следует создать платформу по проверке фактов, причем действовать следует сообща.
Необходимость создания механизмов для быстрого выявления фейковых новостей в медиасреде подчеркнул и генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов. По его словам, СМИ давно используют сообщения пользователей в социальных сетях как источники информации, и давно не новость, что пользователи узнают о многих событиях, особенно происшествиях, гораздо быстрее СМИ. Этот факт нельзя игнорировать, а задача профессиональных медиа - научиться извлекать максимум пользы из этого.
Михайлов также отметил необходимость выстраивания механизмов коммуникации с пользователями, чтобы использовать их "как сеть гражданских журналистов в любой точке мира и при этом решить вопрос верификации".
Участники саммита отметили, что актуальность проблеме придают и меняющиеся запросы аудитории: исполнительный вице-президент по международным новостям агентства Associated Press Иэн Филлипс подчеркнул, что сегодня у пользователей есть доступ к самым разным источникам информации, поэтому люди хотят получать сведения с опорой на достоверные источники. По его словам, у людей проснулся интерес к тому, что называется фактчекингом - к проверке достоверности информации.
Филлипс также отметил, что понятие "фейковые новости" порой используется как повод для нападок на независимых журналистов. "Мы сталкиваемся с этим в разных странах мира и защищаем наших журналистов", - сказал он.
Репутация против соцсетей
Конкуренция традиционных СМИ и новых медиа, в первую очередь, действующих на платформе социальных сетей, по мнению руководителей информагентств, остра, но не критична. Гендиректор "Арменпресс" Арам Ананян высказал уверенность в том, что "потребность в традиционных СМИ в ближайшие десять лет сохранится", а Хироки Сугита привел данные японских исследований, которые свидетельствуют, что позиции "новых" СМИ за последние десять лет ослабли: если раньше им доверяли 60% японских читателей, то сейчас - менее 50%, в то же время традиционным СМИ доверяют 70%.
Выжить в цифровом мире традиционная журналистика может за счет качественного контента, противостояния фейкам и привлечения молодых талантов, которые быстрее осваивают новые технологии. Сугита призвал информагентства к взаимодействию с новыми медиа. По его мнению, конкуренция может похоронить агентства, поэтому нужно сотрудничать.
Другие участники подчеркнули важность сохранения основных принципов СМИ, в первую очередь - достоверности. "У нас есть принципы, они, конечно, старые, но не теряют актуальности. Это актуальность и достоверность", - подчеркнул Иэн Филлипс.
"Важен профессионализм, этика, - уверен генеральный директор итальянского агентства ANSA Джузеппе Чербоне. - Самое важное - это репутация бренда, то, как воспринимают вас люди. Мы должны понимать, что журналистика сталкивается с тем, что приходится не просто менять привычные методы работы, но радикально менять их".
Главный исполнительный директор Press Association Group Клайв Маршалл призвал не судить значимость новостей по популярности в агрегаторах и социальных сетях, а "беречь бренд и репутацию".
Михайлов также подчеркнул, что у информагентств в настоящее время строятся неоднозначные отношения с соцсетями и сервисами как площадками дистрибуции. "Социальные сети имеют неопровержимый аргумент в этом споре - это цифры, количество аудитории, и потому диктуют свои правила, которые позволяют им максимально монетизировать свою аудиторию. Медиа несут значительные затраты на производство контента, при этом имеют все меньше возможностей монетизировать аудиторию традиционными способами на своих сайтах. По сути, маржу медийного бизнеса сегодня полностью состригают социальные сети", - сказал он.
По словам Михайлова, задача профессиональных медиа - максимально использовать в работе потенциал соцсетей, при этом в максимально сжатые сроки верифицировать поступающую от них информацию.
Автоматизация - вызов или возможность?
Генеральный директор иранского агентства IRNA Сейед Зиа Хашеми высказал на саммите мнение, что новые технологии представляют вызов для информагентств. По его мнению, социальные сети являются платформами, на которых можно размещать дешевый контент и получать трибуну для навязывания мнения под видом журналистики. В результате большие СМИ начинают соперничать с этим медиа-явлением, а аудитория начинает утрачивать доверие к журналистике в целом. Михайлов же призвал не бояться автоматизации производства типового контента.
Он считает, что, если в конечном итоге машина сможет автоматизировать обработку и производство 80% типового контента, из которых состоят СМИ, то у журналистов останется больше времени на эксклюзивы, работу с источниками и поиск нестандартных тем и поворотов. А это приведет к повышению, а не падению качества журналистики, как многие боятся. При этом Михайлов считает, что автоматизация производства новостей, даже частичная, это вопрос не завтрашнего дня, но уже обозримого будущего.
Арам Ананян подчеркнул, что традиционные СМИ, особенно информагентства, находятся в авангарде технологического развития в плане искусственного интеллекта, создания новостей и использования социальных областей. Агрегаторы, указал он, заканчиваются там, где начинается настоящая журналистика.
Государство на медиарынке
Михайлов коснулся также взаимодействия государства и СМИ. Он предположил, что в обозримом будущем она "будет как минимум не уменьшаться". По его мнению, это не означает, что на этом рынке нет места частным СМИ. "Мы всегда радуемся за наших коллег, которым удается построить хорошие окупаемые СМИ, однако количество закрывающихся медиа говорит о том, что удается это очень немногим, и тем более ценен их опыт", - отметил генеральный директор ТАСС. "Именно СМИ делают общество обществом", - отметил он.
Саммит информагентств на ПМЭФ
Саммит информационных агентств под эгидой ТАСС прошел в четверг в рамках ПМЭФ. В нем приняли участие руководители почти 30 крупнейших новостных служб. В Санкт-Петербург приехали участники из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Вьетнама, Германии, Египта, Ирана, Испании, Италии, США, Японии и др.
Модераторами дискуссии выступили первый заместитель генерального директора ТАСС, председатель Российского комитета по Международной программе развития коммуникации ЮНЕСКО Михаил Гусман и главный исполнительный директор Press Association Group Клайв Маршалл.
ПМЭФ проходит в Петербурге с 24 по 26 мая. Мероприятия форума объединены девизом "Создавая экономику доверия". ТАСС выступает информационным партнером и официальным фотохост-агентством ПМЭФ. Кроме того, ТАСС является оператором Зоны презентаций ПМЭФ при поддержке консалтинговой компании EY и Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.