1 АВГ, 13:52

Эксперты рассказали, как развитие транспортных хабов повлияет на жизнь в столице

Специалисты, в частности, отметили, что ТПУ сменяют вокзалы, отвечая современным транспортным требованиям и делая жизнь горожан более удобной и активной

МОСКВА, 1 августа. /Корр. ТАСС Юлия Ермилова/. Развитие столичной системы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) позволит не просто оптимизировать пассажирские потоки, но и образовать в Москве новые точки деловой активности за пределами исторического центра. Такое мнение высказали корреспондентам ТАСС градостроители, депутаты, представители общественных объединений и консалтинговых компаний.

По словам главы Стройкомплекса Москвы Марата Хуснуллина, программа комплексного развития системы ТПУ до 2025 года предусматривает строительство узлов как за счет московских властей, так и за счет денежных средств от частных инвесторов.

"В тех проектах (по возведению ТПУ), где возможно отделить технологическую и коммерческую часть, мы через электронные торги предоставляем право ее (коммерческой части) реализации частным инвесторам. В некоторых ТПУ технологическая и коммерческая составляющие так тесно переплетены, что на этапе строительства невозможно участие девелоперов, поэтому такие объекты реализует "Мосинжпроект" (столичный инжиниринговый холдинг, 100% акций принадлежит правительству Москвы) собственными силами с дальнейшей реализацией площадей на рынке", - пояснил ТАСС заммэра Москвы.

В планах московских властей предусмотрено возведение 153 капитальных ТПУ, из них работы уже развернуты по 134, а для 16 проектов подобраны инвесторы.

Работа в пешей доступности от жилья

Как рассказал ТАСС первый заместитель генерального директора по девелопменту АО "Мосинжпроект" Альберт Суниев, транспортно-пересадочные узлы могут быть реализованы в двух вариантах: с перехватывающими парковками, которые менее затратны в исполнении и способны облегчить транспортную ситуацию в короткие сроки, и в виде капитальных объектов. Транспортные хабы в виде капитальных объектов объединяют несколько видов транспорта, например автостанцию с метро, как в случае с ТПУ "Ховрино", или являются пересадочными комплексами между МЦД (Московские центральные диаметры), МЦК (Московское центральное кольцо) и так далее.

"Все мировые мегаполисы идут по пути создания транспортных хабов, поэтому мы в ТПУ предусматриваем возведение коммерческих площадей, исходя из создания дополнительных точек деловой и общественной активности, так называемых точек притяжения. Это делается для того, чтобы люди работали и отдыхали в пешей доступности от своего жилья или, по крайней мере, в шаговой доступности от комфортного общественного транспорта", - отметил Суниев.

Он подчеркнул, что смешанная застройка позволит району жить круглосуточно (утром и днем - рабочая функция, вечером и ночью - жилая) и тем самым значительно разгружать улично- дорожную сеть.

Территория для различных видов недвижимости

По мнению начальника отдела стратегического консалтинга компании JLL (оказывает консалтинговые услуги в сфере недвижимости и управления инвестициями) Юлии Никуличевой, сегодня ТПУ в Москве генерируют большие потоки людей и в будущем способны стать точками роста для столицы по части коммерческой и жилой недвижимости.

"Сегодня ТПУ (в Москве) становятся новыми территориями для развития самых различных видов недвижимости. Все это в целом работает на создание более качественной городской среды. Наиболее интересным (для размещения в ТПУ) является ритейл, для которого важно размещаться на трафике. Также в зависимости от локации могут быть привлекательны офисные площади, апартаменты и гостиницы", - считает Никуличева.

Она добавила, что ТПУ имеют все шансы в ближайшем будущем стать одними из основных девелоперских проектов в Москве, а значит, проекты, связанные с ними, будут привлекать значительные инвестиции.

Спрос на апартаменты в ТПУ

Как отмечает директор по развитию бизнеса отдела стратегического консалтинга компании JLL Мария Дворецкая, ТПУ в плане инвестиций делятся на два типа: те, которые находятся в центрах деловой активности, и те, что расположены рядом с существующими и новыми жилыми районами.

"К первым можно отнести ТПУ "Сити" или ТПУ "Павелецкая". В рамках последнего сейчас планируется создание апартаментов и гостиницы, хотя ранее предполагалось строительство административно-делового комплекса. Продажа небольших апартаментов позволяет выйти на гораздо более быстрые сроки окупаемости", - сказала Дворецкая.

Она пояснила, что ко второму типу относятся жилые кварталы с плохой транспортной доступностью, как, например, район на территории ликвидируемого завода им. Лихачева (Даниловский район). В таких районах строительство апартаментов вкупе с хорошей транспортной доступностью будут пользоваться большой популярностью, как у покупателей, так и у инвесторов, считает она.

От работы до развлечений

Руководитель департамента стратегического консалтинга Cushman & Wakefield (консалтинговая компания в сфере недвижимости) Юлия Токарева отмечает, что транспортные хабы в Москве, помимо городской и офисной недвижимости, одновременно могут сочетать в себе зону развлечений со всеми прилегающими сервисами.

"Крупным ТПУ в Москве отводится роль драйверов для развития окружающих их городских территорий. Там также могут размещаться крупные торговые центры со всем набором товаров и услуг - от сервисных магазинов и фудкорта до кинотеатров, зон развлечений и большой fashion-галереей, так и компактные объекты, где оптимальными будут магазины товаров быстрой покупки и фастфуд", - сказала Токарева.

От вокзалов к деловым встречам

Член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов отмечает, что ТПУ приходят на смену вокзалам, которые сегодня не отвечают современным требованиям города.

"На смену морально устаревшим вокзалам вводятся новые транспортно-пересадочные узлы. Я считаю, что Москва в этом отношении является устойчивым лидером такого масштаба среди других городов-столиц", - отмечает Старовойтов.

Директор Транспортной ассоциации московской агломерации Норайр Блудян считает, что от вокзалов в ТПУ осталась только транспортная составляющая.

"Хаб - это еще и место для деловых встреч. Кроме того, если я хочу пересесть с железной дороги на Московское центральное кольцо, у меня должна быть возможность выпить кофе, купить сувенир, реализовать элементарные человеческие потребности, чтоб никуда не надо было бегать и что-то искать. ТПУ должен быть пунктом получения максимального количества услуг", - полагает Блудян.

Читать на tass.ru
Теги