15 АВГ, 19:00

Как построить экономику доверия. Итоги ПМЭФ-2018

В 2018 году Петербургский международный экономический форум проходил под лозунгом "Создавая экономику доверия"

Доверие – основа устойчивого развития. Такой была основная идея ПМЭФ‑2018. Дискуссии на форуме были посвящены всем аспектам этой темы: построению доверия между странами, людьми, между обществом, бизнесом и властью. На таких принципах Россия намерена строить и собственное будущее: открытость экономики, прозрачность госрегулирования, справедливая социальная политика должны лежать в основе роста благосостояния населения и повышения конкурентоспособности страны. А одним из важнейших инструментов такой политики должна стать цифровизация всех сфер бизнеса, госуправления и общественного взаимодействия.

Доверие – основа будущего развития России

В числе приоритетных задач на ближайшую перспективу, которые ставит руководство России – повышение благосостояния населения на основе ускорения роста экономики.

"Мы хотим улучшить жизнь наших людей, сократить количество живущих за чертой бедности, добиться того, чтобы главный показатель благополучия – продолжительность жизни – увеличился, – заявил на Петербургском международном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин. – Для этого необходимо диверсифицировать экономику, создать условия для привлечения инвестиций, обеспечить рост производительности труда и доходов граждан, модернизировать сферы здравоохранения и образования, создать комфортную среду для жизни, решить проблему доступности жилья, результатом чего должно стать сокращение уровня бедности вдвое и улучшение жилищных условий как минимум пяти миллионов семей ежегодно".

Возможности для этого есть, так Россия выдержала удары, связанные с санкциями и падением цен на традиционные товары своего экспорта. "Мы смогли пройти через этот путь, даже больше того – в известной степени укрепили свою экономику", – заявил Путин.

По мнению директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард, Россия реализовала "один из самых потрясающих планов в области макроэкономики". Участники ПМЭФ подчеркнули, что Россия имеет специальный сберегательный фонд на черный день, плавающий валютный курс, низкий уровень госдолга (около 13% ВВП) и безработицы (менее 5%), инфляция составляет 2,4%, дефицит бюджета – около 1,5%. Это снизило зависимость экономики и бюджета от цен на нефть.

Задачи

Чтобы Россия осталась в числе шести ведущих стран мира, ее ВВП должен расти на 3,3% ежегодно. А чтобы выйти на пятое место (эту задачу Путин поставил в послании Федеральному Собранию Российской Федерации в марте 2018 года) – на 6% (данные РАНХиГС).

  • На ближайшие шесть лет прогноз МВФ по темпам роста российской экономики - 1,5-1,7%. По словам председателя правления ПАО "Сбербанк" Германа Грефа, самые оптимистичные прогнозы экспертов – 2,5%.
  • Чтобы ускорить рост экономики, нужны инвестиции. Пока их уровень в России составляет чуть больше 21% ВВП. По словам первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, для роста на 3% в год нужно увеличить показатель как минимум до 25%.
  • Как считает министр экономического развития Маским Орешкин, если ничего не делать, есть риск, что темпы роста экономики могут опуститься до 1%.

Смягчение последствий международных санкций

  • Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что влияние международных санкций на экономику России увеличилось до 0,5% ВВП.

Обеспечение трудовыми ресурсами

  • "Численность трудоспособного населения в России сокращается ежегодно на 0,5-1 млн человек. По базовому сценарию демографического прогноза, в ближайшие шесть лет Россия потеряет 3,5 млн рабочих рук", – также заявлял Кудрин.

Снижение административной нагрузки

  • "Земельная, градостроительная, финансовая, бюджетная, законодательная отрасли уже зарегулированы так, что любое действие реализовать становится практически невозможно", –  считет мэр Москвы Сергей Собянин.
  • "Скорость принятия решений и их качество – чудовищные, регуляторная практика – избыточная", - уверен Кудрин.
  • По открытым данным Верховного суда РФ, число зарегистрированных административных исков в отношении бизнеса, без учета банкротных дел, выросло на 20%.

РЕШЕНИЯ

Переход на проектный подход

По словам Силуанова, для решения стратегических задач развития страны, которые поставлены президентом, будет применяться проектный подход. Проектное управление означает четкое определение целей, жесткий контроль и персональную ответственность за выполнение. Участники ПМЭФ-2018 предлагали также внедрить гибкую схему управления финансами, создать эффективную систему мониторинга исполнения проектов.

Инвестиции в инфраструктуру

Вложения в развитие инфраструктуры стимулируют частные инвестиции, обеспечивая мультиплицирующий эффект.

  • Один из механизмов – создание с 2019 года в бюджете специального инфраструктурного фонда объемом порядка 3% ВВП на шестилетний период. Средства на его наполнение планируется привлечь с рынка с использованием механизмов долгового финансирования.

Создание стабильных и привлекательных условий для бизнеса

Стабильная налоговая система – необходимое условие построения экономики доверия.

  • По мнению Силуанова, в течение шести лет налоги будут оставаться стабильными. Но "определенная настройка произойдет" – "с точки зрения уменьшения тех налогов, которые негативно влияют на бизнес". 
  • В свою очередь Кудрин считает, что административную нагрузку на бизнес в части проверок и регулирования нужно снизить в два раза, чтобы приблизить к уровню стран Организации экономического сотрудничества и развития.
  • По словам замминистра экономического развития Саввы Шипова, МЭР внедряет новую систему риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Проверки проводятся в зависимости от того, в какой из пяти категорий риска совершения правонарушений находится компания. Подход применяется уже более чем в пятнадцати сферах госконтроля. 

В России действуют несколько сотен механизмов поддержки предпринимательства, но они нуждаются в систематизации и повышении эффективности, а процедура их получения и отчетность – в упрощении.

  • Представители и бизнеса, и регионов призвали завершить работу по совершенствованию нормативной правовой базы специнвестконтрактов – механизма СПИК 2.0. По поручению президента, этот инструмент должен ежегодно обеспечивать приток 1,2 трлн рублей прямых инвестиций в отраслевые проекты. Создан проектный офис, который набрал проектов уже на 8 трлн рублей.
  • Представители РСПП предложили провести комплексную оценку механизмов и институтов развития, чтобы выявить лучшие практики и начать их тиражировать, а также в первую очередь поддерживать предприятия, подпавшие под санкции.
  • Министерство промышленности и торговли считает нужным отдавать приоритет в поддержке предприятий, которые занимаются экспортом и инновациями.

Представители малого бизнеса призвали решить проблемы, связанные с участием в закупках госструктур и крупных компаний:

  • жесткие требования и высокая стоимость участия в торгах. На некоторых площадках, по словам директора направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив, председателя НП "Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса" Артема Аветисяна, она достигает 120 тыс. рублей в год;
  • наличие "фирм-прокладок", через которые поставщик либо не может пробиться, либо получает тендер на субподряд, отдавая до 30% от цены контракта;
  • рост доли закупок у единственного поставщика (до 50%).

Среди предлагаемых участниками форума мер:

  • стандартизация заявок и гарантий, запрет требовать дополнительные документы при закупках;
  • переход к закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на единых площадках;
  • квотирование госзакупок у МСП;
  • экспертиза поставляемой продукции, если цена на торгах падает более чем на 25%;
  • отмена обеспечения для малого бизнеса при небольших торгах, а также при наличии за последние три года трех исполненных государственных или муниципальных контрактов, введение правила второго участника.

Также участники форума отметили важность создания понятных правил игры на энергорынке.

  • Министерство энергетики вместе с бизнесом подготовило и продвигает комплекс мер в этом направлении: долгосрочные тарифы, упорядочение льготного присоединения, эталонное регулирование, оплата по заявленной мощности.

Важная составляющая защиты интересов бизнеса – борьба с контрафактом.

  • Успешным инструментом участники ПМЭФ признали маркировку и сертификацию товаров. По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), после внедрения пилотного проекта по маркировке шуб легальный оборот товара вырос в семь раз.
  • Важно создавать инструменты общественного контроля, преференции для добросовестных импортеров, решить проблему трафика товаров для личного пользования через зарубежные торговые площадки.

Ключевое решение – ускоренная цифровизация системы госуправления. Такой подход уже приносит результаты.

  • По данным Генпрокуратуры, втрое сокращены сроки реагирования прокуроров на жалобы предпринимателей, поступающие через онлайн-канал связи с ведомством.

Для ответа на вызовы цифровой экономики Федеральная антимонопольная служба готовит пятый антимонопольный пакет. Участники Форума отметили, что для иностранного бизнеса, который действует на территории России благодаря цифровым технологиям, должны применяться те же нормы, что и для российского.

Одну из определяющих ролей в улучшении условий для бизнеса играют субъекты РФ. Это показал очередной Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах РФ, составленный Агентством стратегических инициатив (АСИ). В рейтинге 2018 года "рост показателей можно назвать колоссальным", отмечают в АСИ. Это произошло благодаря конструкции целевых моделей и резкой активизации работы региональных команд.

  • По данным АСИ, из 85 субъектов Федерации только в семи бизнес отметил ухудшение ситуации.

В регионах предлагаются (осуществляются) разнообразные меры.

  • В Москве проводят реорганизацию промышленных территорий и занимаются развитием коммерческой недвижимости с целью создания рабочих мест (офисов, технопарков, многофункциональных центров и др.).
  • В Республике Татарстан запущен интернет-ресурс, содержащий рекомендации о том, как избегать типовых нарушений (всего более 300 по 27 видам деятельности), и информацию по каждой контрольно-надзорной функции и ответственному ведомству.
  • В Тульской области, благодаря работе центра поддержки экспорта, вдвое увеличено количество экспортно ориентированных предприятий: с 92 до 195.
  • В Калининградской области создан специальный "консьерж-сервис", который помогает бизнесменам, приехавшим из других регионов, подобрать не только офисные помещения, но и жилье, трудоустроить членов семьи.
  • В Санкт-Петербурге сокращен перечень контрольно-надзорных функций регионального значения и план проверок.
  • В Новгородской области в десять раз снизили пороги для начала поддержки инвестиций.

Увеличение несырьевого экспорта

Объем несырьевого экспорта – комплексный показатель эффективности экономики, признали участники форума. В планах правительства – увеличить его к 2024 году почти вдвое – до $250 млрд. Для этого нужен запуск большого портфеля экспортно ориентированных инвестиционных проектов во всех отраслях.

  • Министерство промышленности и торговли и АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ) предлагают сформулировать оферту со стороны государства по поддержке тех, кто выходит на внешние рынки.
  • Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций не исключает участия институтов развития в акционерном капитале новых производств при предоставлении им проектного финансирования.
  • ЕЭК организовала площадку для координации работы банков развития. Идет работа над созданием совместных инструментов страхования и перестрахования.
  • Представители регионов выступили за активизацию работы торгпредств.

Действенный механизм увеличения экспорта – создание и поддержка отечественных брендов.

  • Фонд Росконгресс и РЭЦ развивают бренд "Сделано в России".
  • Появился бренд "Роскачество": 3,5 тыс. изделий уже проверено на соответствие этому званию.
  • Российские компании и регионы развивают собственные бренды. Один из успешных примеров – автомобиль "Кортеж".

Повышение качества российской продукции – один из главных факторов ее конкурентоспособности. Среди предложений:

  • создание эффективной лабораторной базы проверки продукции, испытательных центров;
  • совершенствование системы стандартизации, процедур оценки соответствия и сертификации, подключение бизнеса к разработке стандартов, формирование корпоративной системы добровольной аттестации, снижение затрат для субъектов МСП на добровольную сертификацию при госзакупках;
  • подготовка специалистов в области международной торговли для средних компаний, а также совместная разработка с бизнесом программ экспортной акселерации.

Развитие финансовой системы

Ключевой фактор роста инвестиций, особенно в условиях санкций – поиск источников их финансирования, создание механизмов их привлечения в экономику.

  • На банковских депозитах российских клиентов сейчас лежат более 25 трлн рублей. По оценке экспертов рынка, в течение 3-5 лет 15-20% этих денег пойдут в инвестиционные продукты.
  • Зарубежные инвесторы считают, что приток денег на российский рынок может резко вырасти, если на него станет выходить больше компаний, не относящихся к нефтегазовому сектору и добыче металлов.

Роль биржевых инструментов в привлечении инвестиций и интерес граждан к ним уже растет.

  • По данным ПАО "Московская биржа", в 2017 году выпуск и торги облигациями выросли на 60%. В 2018 году рост продолжается: обороты физических лиц на рынке корпоративных облигаций за первые четыре месяца в 3,5 раза больше, чем за тот же период прошлого года, на рынке акций – на 33%.

Надо создавать домашнюю базу институциональных инвесторов. Один из инструментов для этого – формирование механизма долгосрочных сбережений.

  • Ключевое решение – создание мощной накопительной пенсионной системы с помощью института добровольного индивидуального пенсионного капитала, уверены в Банке России, Минэкономразвития и Минфине. Повысить норму сбережения может также развитие системы страхования жизни.

Отдельный вопрос – возврат активов обанкротившихся банков в экономику. По оценке Агентства по страхованию вкладов (АСВ), цена вопроса – 4 трлн рублей.

  • Эффективнее всего проводить финансовое оздоровление без отзыва лицензий, особенно когда речь идет о системообразующих банках. С применением такого подхода Банка России удалось к началу 2018 года выстроить крупную и здоровую финансовую группу на базе банка "Открытие".
  • Создается фонд непрофильных и проблемных активов, который будет управляться Фондом консолидации банковского сектора. Общий предполагаемый объем активов – около 2 трлн рублей. Через 3-5 лет все активы фонда будут проданы на рыночных условиях инвесторам.
  • АСВ предлагает сократить сроки проведения ликвидационных процедур, передать функции временной администрации от Банка России к Агентству, распространить механизм ликвидации на негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

Ставка на инновации

Чтобы ускорить рост экономики, России надо модернизировать производство и углублять переработку. Для этого приняты несколько системных решений.

  • Так, уже в 2018 году 300 крупнейших российских предприятий переходят на наилучшие доступные технологии (НДТ).

По словам советника президента Сергея Глазьева, решая задачу модернизации, эксперты предлагают сосредоточить усилия на тех отраслях, где Россия близка к передовому уровню (например, авиационная промышленность) и развивать промышленную сборку там, где есть отставание.

Развитие территорий

В России созданы эффективные инструменты развития регионов. Многие из них успешно отрабатываются на Дальнем Востоке. В ближайшие годы в него будет проинвестировано 3,4 трлн рублей.

  • Один из инструментов – закон о территориях опережающего развития. В конце 2017 года приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, которые продлили основные его положения о льготах для инвесторов с 3 до 9 лет.
  • По мнению вице-премьера РФ, полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, помимо общих преференций, в 2018 году будет начато реформирование отраслевого законодательства, чтобы устранить существующие препятствия для инвестиций.

Также представители регионов предлагают обсудить возможность передачи им 1-2% налога на добавленную стоимость для дополнительной мотивации поддержки регионального производства.

Отдельное внимание на ПМЭФ-2018 было уделено вопросам развития Арктического региона и Северного морского пути.

Успешное освоение северных территорий требует системного подхода. По словам министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Кобылкина, необходимо создание нормативной базы: принятие закона об Арктике, на основании которого будет сформирована долгосрочная программа развития региона, разработка комплексного плана развития Северного морского пути.

Для круглогодичного использования Северного морского пути требуется развитие инфраструктуры, в первую очередь – ледокольного флота. Объединенная судостроительная корпорация уже строит три ледокола в Санкт-Петербурге. Необходимо решение экологических проблем – на ПМЭФ-2018 обсуждался перевод судоходства на сжиженный природный газ.

Участники Форума выступили за создание единого координатора этого масштабного государственного проекта, а также за диалог всех участников процесса – бизнеса, регионов, экологов.

  • Платформа для таких дискуссий создана: Международный арктический форум "Арктика – территория диалога". В настоящее время Фонд Росконгресс занимается подготовкой уже пятого подобного мероприятия, оно состоится в Архангельске 9-10 апреля 2019 года. По словам советника президента, ответственного секретаря Организационного комитета по подготовке и проведению Международного арктического форума "Арктика – территория диалога" Антона Кобякова, международный арктический форум утвердился в качестве значимой площадки для открытого диалога по актуальной арктической повестке. В центре внимания участников – вопросы повышения качества жизни населения Арктического региона, сохранения его уникального экологического потенциала, обеспечения устойчивого социально-экономического развития полярных территорий и укрепления в этих целях международного сотрудничества.

Заметный вклад в экономику регионов вносит туризм.

  • По данным Ростуризма, в 2017 году объем внутреннего туризма в РФ составил 56 млн человек, въездного – 24,4 млн. Суммарный вклад отрасли в экономику страны – 3,47% ВВП, или 3 трлн рублей.
  • В рамках ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 годы" инвестированы более 115 млрд рублей, создано более 250 тыс. рабочих мест. Готовится новая ФЦП на 2019-2025 годы.

Рекомендации для развития отрасли: улучшение информационной поддержки, качества обслуживания и инфраструктуры, специализация и индивидуализация турпродукта.

Перспективное направление для развития территорий – активно растущая во всем мире индустрия событий и мероприятий. Для ее развития в России требуется формирование отраслевой политики, планов развития, системы стандартов, методологии подготовки кадров.

Особое внимание следует уделять отраслям, которые имеют стратегическое значение для отдельных территорий. Например, рыболовству на Дальнем Востоке.

  • Из 950 резидентов, которые сегодня работают в особых режимах, 45 компаний заняты в рыбной отрасли. Объем заявленных инвестиций – почти 40 млрд рублей.

Среди необходимых мер для развития отрасли участники Форума назвали:

  • создание оптового звена рыбного рынка;
  • улучшение качества оценки ресурсов;
  • модернизацию технологий добычи;
  • субсидирование рыболовной отрасли за счет топливных субсидий или льгот по НДС.

Доверие – основа международного сотрудничества и стабильного мира

Экономика доверия невозможна без укрепления международного сотрудничества на условиях взаимовыгодной открытости экономик, противодействия одностороннему протекционизму, санкционной политике и информационному доминированию, констатировали участники ПМЭФ-2018.

ЗАДАЧИ

Снижение протекционизма

В настоящее время система международного сотрудничества "ломается, причем достаточно грубо", "открытость рынков и честная конкуренция постепенно вытесняются разного рода изъятиями, ограничениями, санкциями", отметил Путин. Это создает хаос в экономических отношениях, способствует росту гонки вооружений.

  • По данным Фонда "Центр стратегических разработок", в 2000 году в мире насчитывалось 3,2 тыс. нетарифных ограничений, в 2017 году – больше 12 тыс.
  • Ограничения в торговле затрудняют решение долговой проблемы, повышается неустойчивость на валютном рынке.

РЕШЕНИЯ

Развитие сотрудничества и поддержание справедливого мирового порядка

На пленарном заседании ПМЭФ-2018 Путин призвал все страны отказаться от односторонних действий, придерживаться общих правил.

Посетившие форум зарубежные лидеры подтвердили приверженность сотрудничеству с Россией и справедливому международному порядку.

  • Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что не должно быть никакого вмешательства в дела друг друга. Также он сообщил, что за последние 10 лет ни одно из французских предприятий не покинуло российский рынок. Франция занимает второе место по прямым инвестициям в Россию и хочет выйти на первое. Товарооборот между странами в 2017 году вырос на 16,5%, а за первый квартал 2018 года – на 25%.
  • Заместитель председателя КНР Ван Цишань призвал все страны отказаться от внешнеполитического эгоизма и совместно заняться решением важных проблем. Что касается отношений между Россией и Китаем, то они оптимистично развиваются: товарооборот приближается к $100 млрд.
  • Премьер-министр Японии Синдзо Абэ выступил за углубление отношений с Россией и высказал пожелание, чтобы страны стали оплотом мира в Северном и Восточном полушариях. Он также отметил, что количество совместных проектов между Японией и Россией растет быстрыми темпами – их уже более 130.

В ходе ПМЭФ-2018 говорилось и о перспективах международных организаций, в которых Россия активно участвует.

  • В 2020 году в Челябинске планируется проведение саммитов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.
  • Для углубления интеграции предлагается создать единый банк инвестиционных проектов и единые стандарты их финансирования.
  • На ПМЭФ-2018 было объявлено о проведении в России в 2019 году Глобального саммита производства и индустриализации (GMIS2019). Владимир Путин на пленарном заседании, отмечая стратегическую задачу России по созданию в обрабатывающей промышленности высокопроизводительного сектора, ориентированного на расширение экспорта конкурентоспособных российских товаров, отметил, что в этом контексте знаковым событием является проведение GMIS2019 в Екатеринбурге в июле 2019 года.

Участники форума обсудили и важность СМИ для развития отношений. Информационное неравенство в современном мире позволяет глобальным СМИ манипулировать сознанием людей, подрывать репутации конкурирующих стран и компаний, в том числе с помощью современных социальных платформ. Этому предложено противостоять объединением информационных усилий тех стран, против которых эти инструменты воздействия применяются.

Укрепление интеграционных процессов

Заметное внимание на форуме было уделено развитию интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), особенно – цифровой повестке, как сквозной для всех отраслей. Цифровые технологии открывают большие перспективы для улучшения бизнес-климата в странах союза, позволяют полнее использовать эффект масштаба экономики и создают единую среду доверия, признали участники форума.

  • "Конкурентоспособность интеграционного объединения определяется способностью обеспечить не столько перетоки товаров, финансов и трудовых ресурсов, сколько, в первую очередь переток и интеграцию данных", – заявил заместитель председателя правительства России Максим Акимов.

Кроме того, было отмечено, что страны ЕАЭС ставят задачу выйти на устойчивое развитие сельскохозяйственного производства. ЕЭК консолидировала подходы, касающиеся балансов спроса и предложения. По словам члена коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Сергея Сидорского, в рамках ЕАЭС принята программа, которая позволит в ближайшие пять лет выйти по собственному производству семян на уровень 90-х годов, когда в России работали крупные селекционные центры.

Развитие бизнес-диалога

В ходе двусторонних бизнес-диалогов участники ПМЭФ обсудили, какие меры надо принять для развития отношений России с другими странами.

  • Бизнесмены России и Франции говорили о большом взаимном интересе. Непосредственно во время Форума был подписан документ о вхождении Total в проект "Арктик СПГ – 2", реализуемый АО "Новатэк". Участники выступили за расширение сфер сотрудничества, отметив важность диалога на высшем уровне. Перспективные направления – финансы, транспорт, производство продуктов питания, энергетика, инновационная сфера.
  • Представители деловых кругов России и Японии отметили, что восемь направлений сотрудничества, предложенные лидерами стран, за два года привели к активизации отношений. Значимым инструментом финансирования совместных проектов становится российско-японский инвестиционный фонд. По словам Кирилла Дмитриева, генерального директора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), с сентября фонд осуществил несколько знаковых инвестиций – в "Транснефть", одного из крупнейших инфраструктурных игроков мира, и медицинскую онлайн-платформу "Доктис". На ПМЭФ-2018 РФПИ объявил о строительстве газохимического комплекса вместе с компанией Marubeni. Перспективно транспортное сотрудничество: около трети перевозок по Транссибирской магистрали – грузы в Японию, путь в Европу вдвое короче по сравнению с морским.
  • Для развития сотрудничества России и Индии требуется снятие ограничений в торговле, устранение логистических трудностей, улучшение информирования бизнеса о рынках друг друга. По словам заместителя министра экономического развития Алексея Груздева, российские власти уже работают над снятием излишних административных барьеров, созданием для индийских инвесторов режима "одного окна".
  • Германия активно участвует в модернизации экономики России. Инвестиции из Германии за 2017 год выросли до $18 млрд. В России зарегистрировано 5 тыс. предприятий с участием немецкого капитала. Главная проблема для отношений – санкции, но германские коллеги предъявили претензии и к сложной российской системе госрегулирования бизнеса. Решение проблем участники диалога видят в отказе от протекционизма, развитии сотрудничества в области технологий и локализации производства.
  • Несмотря на сложные отношения между Россией и США, американская делегация и на ПМЭФ-2018 вновь оказалась самой многочисленной. Бизнес предложил всем следовать дорогой прагматизма – за январь-март товарооборот между странами увеличился по сравнению с тем же периодом 2017 года на 9,4% до $5,2 млрд.

Устранение таможенных барьеров и развитие инфраструктуры

Для развития международной торговли необходимо развивать транспортные коридоры, упрощать таможенные процедуры, уменьшать финансовые сборы, снижать время на стыки при смене видов транспорта, отметили участники форума.

  • Правительство внесло в Госдуму законопроект о цифровом пломбировании грузов, которые движутся по территории страны. Это позволит заранее сформировать профиль риска для тех или иных товаров или грузоотправителей и пропустить значительную часть груза через границу в режиме "зеленого коридора".

Участники форума выступили также за сбалансированную тарифную политику как внутри стран по отдельным видам транспорта, так и на межстрановом уровне. Генеральный директор ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров выступил с предложением создать единый транспортный документ для всех видов транспорта. Большая роль отводится цифровизации: она помогает оптимизировать все виды взаимодействий, обеспечивает неизменность информации при движении товарных потоков.

Развитие сотрудничества в сферах энергетики, продовольственной безопасности и экологии

Важное направление международного сотрудничества – энергетика. Нефть и газ останутся стержнем мировой энергетики и экономики в обозримом будущем, а для России – стратегическим ресурсом развития.

  • По оценкам Международного энергетического агентства, мировой спрос на жидкие углеводороды за 2017 год увеличился на 1,6 млн баррелей в сутки до 8 млн. Около 35% мирового прироста спроса пришлось на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В Европе прирост потребления составил 360 тыс. баррелей в сутки. Рост продолжится и в дальнейшем. По словам Игоря Сечина, председателя правления ПАО "НК "Роснефть", к 2040 году "потребуется восполнять новыми ресурсами выбывающие старые мощности в объеме до 40 млн баррелей в сутки".
  • По словам Алексея Миллера, председателя правления, заместителя председателя совета директоров ПАО "Газпром", к 2035 году собственная добыча в Европе снизится вдвое, а дополнительные возможности для поставок газа составят около 200 млрд куб. м, из них значительная часть придется на российский газ. Китай планирует нарастить объем потребления газа до 360 млрд куб. м и увеличить его долю в энергобалансе с 7% до 10%. На российский трубопроводный газ будет приходиться 80-110 млрд куб. м.

Международная координация необходима для решения проблемы глобальной продовольственной безопасности.

  • По оценке Международной ассоциации производителей удобрений, к 2050 году потребность населения Земли в продовольствии может вырасти вдвое.
  • Сегодня около трети почв на земле истощены, многие территории испытывают недостаток воды.

Россия может внести значительный вклад в решение проблемы продовольствия, как одна из ведущих аграрных экономик мира.

  • По данным Министерства сельского хозяйства, если потребуется, Россия может в течение краткого периода удвоить объемы производства сельскохозяйственной продукции.

Повысить потенциал отрасли – как в России, так и в мире – возможно за счет новых технологий: более прогрессивных культур, оптимизации минерального питания.

  • Министерство сельского хозяйства видит свою задачу в создании единой общедоступной цифровой платформы в АПК, которая объединит все решения и базы данных, имеющиеся в отрасли.

Необходимым условием развития сельского хозяйства должно стать экологически ответственное поведение производителей. Участники форума отмечали необходимость создания финансовых стимулов для этого.

Роль экологии растет в повестке международного сотрудничества. Человечество должно перейти к другой логике сосуществования с природой, отметили участники ПМЭФ-2018. Одно из предложений – создание механизма наднационального контроля над технологиями до их запуска в массовое применение.

Особую значимость вопросы международного сотрудничества в сфере экологии приобретают с возрастанием роли океана как источника энергетических и продовольственных ресурсов.

Доверие – основа развития общества

Повышение глобальной конкурентоспособности России напрямую зависит от качества человеческого капитала.

  • Согласно оценкам Всемирного банка, человеческий капитал составляет до 80% богатства экономически развитых стран, 30-40% трудоспособного населения развитых стран задействованы в "экономике знаний". В России этот показатель составляет 17%.

К числу ключевых задач по повышению качества человеческого капитала в России относятся:

  • увеличение продолжительности жизни – до 80 лет к 2030 году. Это требует развития инновационных технологий в здравоохранении;
  • адаптация рынка труда и образования к цифровой экономике: по оценкам Всемирного экономического форума, уже к 2020 году 20% рабочих мест подвергнутся изменениям;
  • создание инфраструктуры «умных городов». По оценкам экспертов, в ближайшие 10-15 лет в них будет вырабатываться две трети мирового ВВП, именно они станут рычагами развития глобальной экономики и будут создавать наибольшее число рабочих мест;
  • развитие благотворительности и волонтерства как формы повышения общественной солидарности, создания экономики доверия.

ЗАДАЧИ

Обновление стандартов образования и увеличение финансирования науки

  • По оценкам Российской академии наук, на научные исследования в России выделяется 1,2% ВВП, и по этому показателю Россия находится на 30-м месте в мире.
  • По данным ЮНЕСКО, за последние 15 лет количество научных публикаций в Китае увеличилось в 9,6 раза, в Индии – в четыре раза, в России – на 15%.

Развитие здравоохранения

Участники форума отмечали отсутствие действенных инструментов ранней диагностики заболеваний, низкий уровень цифровизации здравоохранения и квалификации медперсонала, дефицит инвестиций в клинические испытания.

  • Недостаточен уровень доступности качественных медицинских услуг. Этот вопрос для России, по словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, стоит очень остро, поскольку мы имеем огромную территорию, неравномерную плотность населения и огромные межрегиональные различия.

Плохо работает система страхования от профзаболеваний.

  • По словам министра труда и социальной защиты Максима Топилина, в нашей стране профзаболевания либо не выявляются, либо, если выявляются, то они не связаны с участием страховой компании и соответствующими процедурами по установлению причинно-следственных связей.

Уровень смертности остается высоким.

Повышение качества жизни

  • По данным Общественной палаты, по состоянию на начало этого тысячелетия, в 47% жилого фонда малых городов отсутствовало горячее водоснабжение, а в 62% – канализация.
  • По данным генерального директора Центра социального проектирования "Платформа" Алексея Фирсова, муниципалитеты не имеют достаточных средств для модернизации инфраструктуры, так как только 15% налогов остается в городском бюджете, а бизнес не спешит вкладываться в городское хозяйство из-за медленной возвратности инвестиций.

При этом отсутствие доверия в цепочке "государство – бизнес – общество" приводит к дефициту частных инвестиций в модернизацию городского хозяйства, противодействию граждан инициативам по внедрению новых технологических решений.

РЕШЕНИЯ

Увеличение инвестиций в человеческий капитал

  • Нужно "перераспределение или бюджетный маневр в пользу так называемых производительных отраслей – образование, здравоохранение и инфраструктура", считает Кудрин.
  • "В центре всех изменений должен стоять человек. И социальная сфера, которая для этого работает, должна обслуживать эти изменения", - уверена заместитель председателя правительства Татьяна Голикова.

Реформа образования

Участники форума признали необходимость реорганизации российской системы образования. Среди предложенных мер:

  • привитие навыков цифровизации, программирования с первых классов школы. По словам министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константина Носкова цифровая экономика оказывает влияние на нашу жизнь, на общество, на традиционную экономику уже сейчас, в том числе радикально меняя рынок труда. Высвобождается и будет высвобождаться большое количество традиционных специальностей – и перед отраслью образования стоит вызов: как переучить людей, как переориентировать их на новые профессии. Цифровая экономика – это не завтра, цифровая экономика – это уже сегодня, и она уже влияет на то, чему надо учить людей;
  • ориентация образования на достижение конкретных целей, развитие креативных навыков и уникальных компетенций;
  • возрождение инженерного образования, подготовка специалистов, которые способны инкорпорировать технологические достижения и инновации в реальное производство;
  • участие бизнеса в формировании современных образовательных программ;
  • создание системы непрерывного образования, в том числе – через развитие корпоративных университетов для подготовки целевых кадров и повышения квалификации;
  • развитие исследовательских университетов в регионах и создание на их базе при поддержке бизнеса наукоемких центров, ориентированных на развитие технологий, в ведении которых будут находиться инновационные парки, бизнес-инкубаторы и так далее;
  • глобализация высшего образования и науки: тесное сотрудничество с иностранными центрами, создание совместных научных центров.

Развитие здравоохранения

  • По мнению Скворцовой, в ближайшие 30 лет необходимо формирование единого цифрового пространства, обеспечивающего постоянный мониторинг здоровья каждого человека и получение всей необходимой для лечения информации.
  • Стимулирование инвестиций в диагностику и профилактику, выявление и предупреждение болезней на ранней стадии.
  • Развитие финансовых и регуляторных инструментов поддержки клинических исследований, испытаний и производства лекарственных препаратов. В рамках стратегии "Фарма-2020" Минпромторг уже поддержал более 50 проектов на сумму более 3 млрд рублей. Сейчас вместе с участниками программы HealthNet Национальной технологической инициативы министерство работает над оптимизацией регулирования инновационных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
  • Создание системы взаимодействия между сферой здравоохранения и промышленностью для производства наиболее востребованных препаратов и технологий.
  • Модернизация медицинского образования: развитие у врачей компетенций и навыков, ориентированных на исследовательские практики, внедрение новых технологических решений.
  • Государственная поддержка частной медицины, создание стимулов для бизнеса инвестировать в здравоохранение, научные исследования и реализацию филантропических проектов, направленных на улучшение здоровья россиян.
  • Развитие системы паллиативной помощи, создание единых стандартов ее оказания, учета и основы финансирования.

Создание условий для творческой самореализации, развитие волонтерского движения

  • Путин сообщил о создании автономной некоммерческой организации "Россия – страна возможностей", которая должна поставить на системную основу развитие творческой инициативы в стране.
  • На ПМЭФ-2018 состоялась презентация социальной платформы Фонда Росконгресс NPO LAB. По словам Голиковой, это будет способствовать диалогу между государством, бизнесом и некоммерческими структурами, "заключению новых партнерств, привлечению ресурсов в социально значимые проекты".

Вклад в развитие человеческого капитала может внести создание условий для волонтерского движения.

  • Вклад волонтеров в глобальный ВВП составляет порядка 2,4%.
  • По данным директора ФГБУ "Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи" Ксении Разуваевой, в России свыше 50% населения говорит о желании участвовать в волонтерской деятельности.

На форуме обсуждались возможности вовлечения представителей старшего поколения в волонтерское движение, привлечение волонтеров к оказанию паллиативной помощи, долговременному уходу за больными.

Создание благоприятных условий для жизни

На форуме значительное внимание было уделено теме развития «умных» городов и формирования пространства доверия и взаимодействия между государством, бизнесом и обществом.

  • По данным заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, с 2018 года количество муниципалитетов, участников проекта "Городская среда" достигло семи тысяч, за прошлый год удалось благоустроить в рамках проекта 20 тыс. объектов, создать региональную и муниципальную законодательную базу. В выборе объектов приняли участие 18 млн человек.

Среди обсуждаемых мер:

  • увеличение субсидий субъектам РФ, которые внедряют на своих территориях цифровые решения, введение критерия "умных городов" в индекс, по которому оценивается работа региональных и местных властей;
  • использование инструмента государственно-частного партнерства для модернизации коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры.

Непременным условием развития экономики и социальной сферы становятся вопросы экологии.

  • По закону "Зеленый щит" в 85 субъектах РФ была выдвинута инициатива по созданию лесопарковых защитных зон. На 25 территориях уже пройдены необходимые процедуры по их формированию.
  • Участники Форума отметили необходимость совершенствования нормативной базы с целью повышения качества экологической экспертизы, прозрачности принимаемых решений в этой сфере.

Преодоление гендерного неравенства и повышение роли молодежи

Важно преодолевать гендерное неравенство в сфере государственного управления и бизнеса. Россия участвует в международных проектах, направленных на решение этой проблемы.

  • Россия выступает организатором проекта "Женщины в STEM", направленного на помощь девочкам и женщинам в освоении информационных технологий.
  • Поддержку участников ПМЭФ получило и создание Делового женского альянса БРИКС, призванного способствовать активному вовлечению женщин-предпринимателей в международную торговлю.

Вопросы повышения роли молодежи в общественной и экономической жизни страны обсуждались на мероприятиях Международного молодежного экономического форума, прошедшего в рамках ПМЭФ-2018. Среди предложений:

  • Популяризация образа предпринимателя и инноватора среди молодежи, интеграция молодых предпринимателей в международное сообщество.
  • Привлечение молодежи к модернизации образовательной системы, создание творческих пространств для реализации молодежных инициатив в сфере образования, в том числе в рамках движения FutureTeam.
  • Внедрение в школьную программу основ предпринимательства для повышения привлекательности малого бизнеса среди молодежи.
  • Вовлечение молодежи в повышение качества жизни в малых городах: поддержка успешных проектов конкурса "Моя страна – моя Россия" и создание проектных команд в 100 муниципалитетах под эгидой Российского союза молодежи.

Цифровизация – инструмент экономики доверия

Развитие цифровой экономики российские власти рассматривают как важнейший инструмент для технологического прорыва, повышения конкурентоспособности страны. Комплексная программа цифрового развития "станет одним из наших приоритетов на предстоящие годы", считает Путин.

  • По данным Всемирного банка, в 2016 году 15,5% глобального ВВП приходилось на цифровой сектор, в ближайшие несколько лет доля достигнет 25%.
  • В России, по данным Ассоциации электронных коммуникаций, цифровая экономика составляет 5% ВВП (около 5 трлн рублей), рост на уровне 5% сохранится в течение пяти лет.

ЗАДАЧИ

России необходимо догонять ведущие страны мира по уровню инновационности экономики

  • Согласно последнему докладу Всемирного экономического форума The Global Competitiveness Report, Россия пока не входит в топ-10 по инновационному развитию. Лишь 7,3% отечественных компаний используют новые технологии и инновационные подходы. По индексу сетевой готовности (индекс Всемирного экономического форума, который рассчитывается на основе ряда показателей – от государственных закупок до влияния цифровизации на общество) Россия занимает 41-е место из 139.
  • По мнению Германа Грефа, инвестиции из традиционных секторов все больше перетекают в цифровые. Традиционные компании не успевают с изменениями собственных моделей за цифровыми компаниями.
  • Компании вынуждены "на ходу" перестраивать бизнес-модели под цифровые реалии, и не у всех это получается быстро и эффективно.
  • Наблюдается отставание законодательной базы. Разработчики цифровых платформ отмечали, что федеральный закон о госзакупках не позволяет им долгосрочно выстраивать отношения с регионами.
  • По словам президента InfoWatch Натальи Касперской, зависимость от зарубежных технологий становится особо опасной в условиях цифровизации критической инфраструктуры и отсутствия международного права в цифровой сфере, констатировали участники форума. Это приводит к росту недоверия, созданию ведущими странами своих "киберармий и стен".

Упрощение взаимодействия крупных корпораций и стартапов

  • По мнению Константина Носкова, большинству стартапов крайне тяжело пробиться через бюрократические процедуры, прежде всего через корпоративные. Самим же стартапам не хватает управленческого опыта: по данным Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), 80% из них не готовы обеспечивать уровень сервиса и вообще не понимают корпоративные процедуры.

РЕШЕНИЯ

Создание национальных платформ обмена данными

Обмен данными между различными экосистемами и платформами позволяет предотвращать киберугрозы и выстраивать атмосферу доверия между участниками.

  • В частности, такая платформа создается в банковском сообществе по инициативе Ассоциации банков России. Большинство кредитных организаций уже готовы обмениваться информацией.
  • Проект Дом.РФ может стать одним из первых проектов в сфере применения технологии блокчейн к реестрам недвижимости.

Формирование экосистем

Эта тема стала сквозной для нескольких тематических мероприятий ПМЭФ-2018.

  • Благодаря цифровым технологиям компании выходят за пределы своих отраслей: банки идут в мобильную связь и сферу путешествий, нефинансовые компании – на рынок платежей. На "стыке" рождаются новые, прорывные технологии или популярные продукты и услуги.

Совершенствование нормативного регулирования цифровой экономики

  • По словам президента Фонда "Сколково" Виктора Вексельберга, в ближайшие два года должно быть рассмотрено и утверждено 53 новых закона, из которых 27 должны быть приняты уже в 2018 году. Также стоит задача быстрого создания условий для возникновения цифровых платформ – "песочниц" для конкретных целей.
  • Программа "Цифровая экономика" создала механизм для участия бизнеса в разработке госполитики в этой сфере.

Развитие механизмов поддержки и финансирования инноваций

  • Фонд "Сколково" в 2011-2016 годах принес в российскую экономику в виде поддержки стартапов и деятельности компаний-резидентов 147 млрд рублей.
  • ФРИИ за пять лет охватил образовательными программами более 150 тыс. человек, провел акселерацию 15 тыс. проектов, профинансировал 400 проектов.

Перспективно партнерство государства и бизнеса в развитии цифровой инфраструктуры. Крупные компании, нуждающиеся в цифровой трансформации, могут стать одним из источников капитала.

  • ОАО "РЖД" вместе с Фондом "Сколково" планируют разработку цифровых платформ, которые позволят улучшить качество управления инфраструктурой.
  • Федеральное агентство связи и ПАО "Ростелеком" реализуют контракт по оснащению около 15 тыс. населенных пунктов интернетом; уже выполнено около 70% контракта.

Действенный инструмент финансирования – венчурные фонды. Участники форума отметили значительный рост интереса к ним со стороны как крупных компаний, так и частных инвесторов.

Поиск ниш для экспорта инноваций и развитие международного сотрудничества в этой сфере

  • Экспорт информационных технологий с добавленной стоимостью в виде экспертизы мог бы стать важным конкурентным преимуществом России на глобальном рынке. Среди наиболее перспективных направлений для экспорта эксперты отмечали так называемый тяжелый софт, технологические и информационные системы, программно-аппаратные комплексы.
Читать на tass.ru
Теги