"Яндекс" запускает собственную облачную платформу
Таким образом компания намерена ускорить рост облачного рынка в России
МОСКВА, 5 сентября. /ТАСС/. Собственная облачная платформа "Яндекса" - "Яндекс.Облако" - выходит на российский рынок. На первом этапе своего развития платформа будет сосредоточена на России, но в дальнейшем планируется и международная экспансия, рассказал ТАСС руководитель сервиса Ян Лещинский.
В перспективе "Яндекс.Облако" собирается составить серьезную конкуренцию прочно закрепившейся на глобальном облачном рынке "большой тройке" из США - Amazon Web Services (AWS), Microsoft Azure и Google Cloud Platform.
"Яндекс.Облако"
"Яндекс.Облако" - это платформа, которая позволяет компаниям из разных отраслей разрабатывать и поддерживать веб-приложения и сервисы с использованием технологий и инфраструктуры "Яндекса". "Яндекс.Облако" развернуто в трех российских дата-центрах "Яндекса": во Владимирской, Рязанской и Московской областях. Благодаря географической распределенности наша платформа сможет пережить сбой или даже полный отказ одного из дата-центров", - сообщил Лещинский.
На ближайшее время существующих мощностей дата-центров должно хватить, но при необходимости они могут быть расширены, а также построены новые, отметил он.
"У "Яндекса" есть собственная экспертиза по быстрому строительству дата-центров, есть отдельная команда, которая за последнее время построила с нуля уникальные по своим характеристиками площадки во Владимире и Финляндии", - рассказал директор по развитию бизнеса "Яндекс.Облака" Олег Коверзнев.
С апреля этого года сервис тестировали более 50 крупных российских и международных компаний, числе которых Тинькофф банк, X5 Retail Group, S7, "Битрикс24" и SkyEng. "Участвовавшие в закрытом бета-тестировании компании были удовлетворены продуктом и позитивно отозвались о перспективах его использования для своих нужд", - отметил Лещинский.
У нового сервиса уже есть десятки потенциальных клиентов, идет обсуждение коммерческих условий с рядом компаний, сообщил Коверзнев. Те, кому не удалось поучаствовать в тестировании, смогут получить доступ к "Яндекс.Облаку", подав заявку на сайте. До конца года "Яндекс" планирует открыть доступ к платформе для всех желающих.
Катализатор роста облаков
"Наша задача - не захватить существующий облачный рынок РФ, а вырастить его на порядок" - заявил руководитель "Яндекс.Облака".
Традиционно облачный рынок состоит из трех сегментов: Infrastructure as a Service (IaaS, услуга по предоставлению вычислительной инфраструктуры для запуска приложений), Platform as a Service (PaaS, предоставление платформы для разработки и развертывания приложений в "облаке") и Software as a Service (SaaS, предоставление доступа сразу к приложению в облаке).
На сегодняшний день общий объем российского рынка облачных услуг составляет порядка $400 млн и ежегодно растет на 10-20%, сказал Лещинский. При этом на IaaS/PaaS приходится чуть меньше половины, то есть около $200 млн, уточнил он. Сейчас 70% игроков на рынке - локальные, они предоставляют в основном только базовые услуги виртуального хостинга.
"Локальные игроки не обладают необходимым потенциалом и компетенцией для создания платформы, поэтому российский рынок растет в пять-шесть раз медленнее, чем в сопоставимых экономиках. Для нас эта стагнация говорит о том, что есть огромный потенциал для роста", - отметил Коверзнев.
Планы компании
"Объективно оценивая свои возможности, у нас нет задачи сразу конкурировать с крупнейшими игроками - Amazon, Google, Microsoft. Но мы видим в перспективе географические регионы, где глобальные игроки не настолько сильны, или те, которые не входят в их основные приоритеты", - отметил Лещинский.
Стратегия развития бизнеса "Яндекс.Облака" на старте будет несколько отличаться от мировых облачных гигантов. "Мы не можем себе позволить ориентироваться только на один сегмент рынка, как Amazon в свое время фокусировался на разработчиках. Мы будем одновременно двигаться в нескольких направлениях: взаимодействовать с компаниями-разработчиками приложений на базе нашей платформы, прорабатывать фокусные сценарии использования платформы для крупных предприятий, а также создавать экосистему партнеров по аутсорсингу IT-услуг в облако для малого и среднего бизнеса", - рассказал руководитель сервиса.
"Облачная платформа тесно связана с ключевыми компетенциями "Яндекса", например, в части обработки данных и искусственного интеллекта, и предусматривает преобразование существующих технологий в платформенные сервисы", - пояснил Лещинский.
Таким образом, "Яндекс.Облако" неотделимо от ключевого бизнеса компании и в перспективе может стать одним из значимых драйверов роста выручки всего "Яндекса", как в свое время стал поиск, заключил Лещинский.