Трудный мир, развитие Дальнего Востока и суперкольцо. О чем говорили на ВЭФ в среду
Одной из самых обсуждаемых тем дня стало предложение Владимира Путина заключить мирный договор с Японией
ВЛАДИВОСТОК, 12 сентября. /ТАСС/. Пленарное заседание Восточного экономического форума (ВЭФ) задумывалось организаторами как возможность обсудить перспективы развития региона. Но вопросы экономического сотрудничества, инвестиций и международной торговли в среду отошли на второй план, уступив место большой политике после предложения президента РФ Владимира Путина в адрес Японии заключить до конца года мирный договор без предварительных условий.
"Давайте заключим мирный договор - не сейчас, но до конца года - без всяких предварительных условий, - заявил российский лидер на пленарном заседании ВЭФ, обращаясь к сидевшему рядом премьер-министру Японии Синдзо Абэ. - А потом на основе мирного договора как друзья продолжим решать все спорные вопросы".
По словам Путина, эта мысль пришла ему в голову спонтанно. "70 лет мы ведем переговоры, - сказал он. - Синдзо сказал: давайте поменяем подходы. Давайте".
Абэ действительно об этом говорил - но в контексте совместной хозяйственной деятельности двух стран на южных Курильских островах. "Мы с президентом Путиным договорились, что необходимо менять наши подходы [к этой проблеме] с тем, чтобы наши народы осознавали значение необходимости решить проблему мирного договора, - отметил он на форуме. - Именно совместная хозяйственная деятельность ведет к установлению доверия и достижению этой цели".
Позже замглавы МИД РФ Игорь Моргулов заверил журналистов, что Москва готова к безотлагательному проведению очередного раунда консультаций по мирному договору с Токио на рабочем уровне. Естественно, если партнер тоже согласен. По его словам, предложения, озвученные президентом РФ, заблаговременно Японии не направлялись.
Отклик Токио
На спонтанную идею Путина его японский визави не отреагировал ни по ходу пленарной сессии ВЭФ, ни сразу по ее завершении. Позже в Токио генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга заявил журналистам: "Мы не станем комментировать каждое заявление Путина. В любом случае наша позиция остается неизменной: мы выступаем за подписание мирного договора на основе решения проблемы принадлежности четырех северных островов (так в Японии называют российские южные Курильские острова - прим. ТАСС)".
Японские журналисты даже спрашивали одного из чиновников своего правительства, не будет ли Токио заявлять протест или просить РФ уточнить заявленную позицию. В ответ им сказали: "Нет, не будет".
Основным препятствием для заключения российско-японского мирного договора по итогам Второй мировой войны является принадлежность южной части Курил. После войны весь архипелаг включили в состав СССР, однако японская сторона оспаривает принадлежность Итурупа, Кунашира, Шикотана и группы островов, которую в Японии называют Хабомаи.
МИД РФ неоднократно заявлял, что российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, не подлежит сомнению.
Все за денуклеаризацию Кореи
Уроки публичной дипломатии на высшем уровне давались во Владивостоке и по другим ключевым темам, прежде всего - по денуклеаризации на Корейском полуострове. Путин высказался за то, чтобы этот процесс подкреплялся международными гарантиями.
Напомнив о шестистороннем формате переговоров по этой проблеме, он сказал: "Россия является участницей этих переговоров, но если Северная Корея удовлетворится исключительно американскими гарантиями, мы будем рады и этому". "Но это, наверное, вряд ли произойдет, нужно быть реалистами, и, мне кажется, международные гарантии в данном случае будут уместными здесь, и об этом нужно говорить", - добавил российский лидер.
Он также считает, что риск повторения ситуации с Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД) по Ирану в случае с КНДР не должен останавливать прогресс в денуклеаризации Корейского полуострова. "Конечно, такие опасности всегда подстерегают нас, но это не значит, что не нужно ничего делать, и не значит, что не нужно идти вперед", - сказал Путин.
Со своей стороны председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении подчеркнул, что международному сообществу следует дорожить достигнутым в последнее время прогрессом по ядерной проблеме Корейского полуострова и ценить "окно возможности" на этом направлении. Он также высказался за то, чтобы действовать как уверенно, так и терпеливо.
"Проблемы, которые существуют долго, не могут быть разрешены одним махом, посредством всего одних консультаций, - напомнил китайский руководитель. - Вижу, что сейчас все стороны стали более рациональными и продолжают переговоры. Это очень важно и необходимо".
Общая цель
Синдзо Абэ, проводивший с Си Цзиньпином отдельную встречу, по ее итогам подтвердил, что "денуклеаризация Корейского полуострова - это общая цель Японии и Китая". "Мы договорились тесно сотрудничать по этому вопросу", - сказал он.
Наверняка все это вдохновляет и Южную Корею, которую на ВЭФ-2018 представляет глава правительства Ли Нак Ён. Он в своем выступлении подчеркнул, что Сеул нуждается в "активной поддержке международного сообщества", чтобы усилия по денуклеаризации увенчались успехом.
Кстати, Путин, говоря о КНДР, отмечал и новаторский подход президента США Дональда Трампа. Но при этом напомнил, что Пхеньян, уже взорвавший свой полигон для ядерных испытаний, "видимо, ждет в ответ каких-то хотя бы сигналов".
Позже Моргулов сказал журналистам, что "по мере принятия КНДР шагов по денуклеаризации" Москва будет ставить в Совете Безопасности ООН вопрос об ослаблении санкционного режима в отношении Пхеньяна.
Монголии нужно суперкольцо
С президентом Монголии Халтмаагийн Баттулгой, который уже во второй раз возглавляет делегацию своей страны на ВЭФ, Путин обсуждал в основном торгово-экономические отношения. На его взгляд, они "развиваются поступательно, на основе ранее принятых решений". "В целом мы удовлетворены тем, как это происходит", - сказал российский президент.
Со своей стороны монгольский гость сообщил, что его страна планирует открыть во Владивостоке свое торгпредство. Он также призвал как можно быстрее начать реализацию проекта энергетического суперкольца, который предполагает объединение энергосистем России, Китая, Монголии, Южной Кореи и Японии, и выразил надежду на то, что Пекин поддержит предложение Улан-Батора проложить по монгольской территории газопровод из России в Китай.
Москва, кстати, ранее уже выражала поддержку этой идее. А на нынешнем форуме Си Цзиньпин призвал расширить трехстороннее сотрудничество между Китаем, Монголией и Россией.
Повестка основная и неформальная
Вопросы геополитики оттеснили, но, разумеется, не затмили совсем основную повестку дня форума. По ней, в частности, стало известно, что президент РФ поручит правительству подготовить национальную программу развития Дальнего Востока на период до 2025 года с перспективой до 2035 года. Документ должен быть утвержден президентским указом.
Кроме того, Путин объявил, что Фонд развития Дальнего Востока до конца года будет докапитализирован на сумму более 8 млрд рублей. Он также предложил правительству определиться с докапитализацией фонда на предстоящие три года.
Российский и зарубежные лидеры на ВЭФ-2018 успели пообщаться не только в официальной, но и в неформальной обстановке. С китайским другом Путин гулял по набережной, ел блины с медом. Попробовал и икры, которой их угощали рыбаки. Хотя позже признался японскому премьеру, к удивлению последнего, что на самом деле больше любит селедку.