Госдума поддержала отмену обязанности возить с собой бумажный полис ОСАГО
Документ предполагает введение единого подхода к заключению договора ОСАГО на бумажном носителе и в виде электронного документа
МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении поправки в законодательство об ОСАГО, уравнивающие статус бумажного и электронного полисов "автогражданки".
Документ предполагает введение единого подхода к заключению договора ОСАГО на бумажном носителе и в виде электронного документа, говорила ранее директор департамента финансовой политики Минфина Яна Пурескина. В результате предъявлять распечатку полиса сотруднику ГИБДД станет необязательно. Он сможет проверить наличие ОСАГО любым другим способом, в том числе с мобильного устройства или через обращение к информационной базе данных.
Фактически поправки означают, что автовладелец может не иметь при себе ни распечатки электронного полиса ОСАГО, ни бумажного полиса на бланке строгой отчетности, но при этом остается норма закона, согласно которой при желании автовладелец может получить у страховой компании полис на бланке, пояснил журналистам замминистра финансов Алексей Моисеев. "Человек может ничего с собой не возить, но если он хочет получить бланк - пожалуйста, это его право", - сказал он.
"Мы сейчас пошли навстречу пожеланиям некоторых категорий водителей, которые говорят, что они не хотят получать ничего электронного. И поэтому в законе существующем написано, что если вы хотите получить бланк строгой отчетности, вы можете приехать в страховую компанию и его там получить. Либо вы можете его за дополнительные деньги получить по почте от страховой компании: купив электронный, вы можете нажать кнопочку "хочу получить бланк строгой отчетности", и страховая компания возьмет деньги за пересылку и отправит вам этот полис. Просто есть люди, которые опасаются, что их ГИБДД проверит и так далее. В этом смысле ничего не меняется. Меняется только вот эти странные нормы, что надо возить распечатку", - добавил замминистра.
ПДД и закон
При этом в правилах дорожного движения пока указано, что водитель должен иметь с собой водительское удостоверение и полис страхования, указал заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.
ПДД утверждаются МВД, в случае принятия закона они должны будут привести правила в соответствие закону. "Поскольку у нас не каждый сотрудник ГИБДД имеет при себе планшет для проверки наличия ОСАГО по базе, пока это будет в ПДД, лучше с собой возить полис, хотя закон будет позволять не возить", - сказал Ефремов ТАСС. Закон имеет большую силу, чем правила, поэтому человека нельзя будет наказать за отсутствие бумажной распечатки полиса, но при наличии противоречия трудности могут возникнуть, отмечает он.
Также в случае принятия закона отпадет необходимость по закону предъявлять бумажный вариант полиса ОСАГО при регистрации ТС в ГИБДД и техосмотре, добавил Ефремов.
Законопроект также предусматривает исключение двойного учета полисов в системах и отчетности страховщиков и присвоение уникальных порядковых номеров полисам каждого страховщика.
Уточнение порядка компенсационных выплат
Законопроект также запрещает предъявлять регрессные требования по ОСАГО пешеходам, получившим травмы в результате ДТП, а также к наследникам и родственникам погибших пешеходов и в целом уточняет порядок компенсационных выплат по ОСАГО (когда фонд Российского союза автостраховщиков платит по обязательствам ушедших с рынка компаний).
Также законопроектом предусмотрено реформирование "зеленой карты" - чтобы иностранные граждане могли покупать полисы в электронном виде, а таможня РФ проверяла их наличие.
Отмена запрета на перестрахование
Кроме того, документом отменяется запрет на перестрахование в ОСАГО. Сейчас ОСАГО остается единственным видом имущественного страхования, который не предусматривается к передаче в перестрахование, отмечали ранее в Минфине.
Страховщики ранее возражали против отмены запрета на перестрахование, так как оно часто использовалось для вывода средств за рубеж, однако затем согласились с этой нормой.
"Понимая, во-первых, что это наши международные обязательства перед ВТО, и понимая, что ЦБ предпринял большие действия, чтобы очистить рынок, мы надеемся, что создание Российской национальной перестраховочной компании и другие меры закроют шлюз вывода денег из страны, соглашаемся на перестрахование, хотя страховое сообщество было против", - говорил ранее президент РСА Игорь Юргенс. Передача рисков ОСАГО в перестрахование будет правом, а не обязанностью компаний.