Госдума приняла в I чтении проект базового закона о госрегулировании работы такси
В тексте, в частности, содержатся нововведения, касающиеся деятельности агрегаторов такси
МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Госдума в четверг приняла в первом чтении проект закона о государственном регулировании работы такси и деятельности служб заказа легкового такси в РФ.
Предполагается, что разрешение на работу таксистом на конкретном транспортном средстве будет выдаваться на срок не менее 5 лет. Соответствующий документ должен находиться в салоне легкового такси и "предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника полиции", говорится в тексте.
Законопроект не содержит требования об обязательной окраске автомобилей в желтый цвет - для легковых машин предусмотрены только цветографическая схема на боковых поверхностях кузова ("шашечки"), опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше, а также наличие таксометра (если плата за пользование такси определяется в соответствии с этим прибором). Кроме того, автомобиль должен быть зарегистрирован на территории РФ.
Документ обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) использовать в качестве такси только машины, допущенные к участию в дорожном движении, обеспечивать техобслуживание, ремонт и предрейсовый контроль технического состояния такси, а также обязательные медосмотры водителей. Общий водительский стаж шоферов должен быть не менее 3 лет.
В тексте содержится ряд новаций, касающихся деятельности агрегаторов такси. В частности, работа служб заказа легкового такси на территории соответствующего субъекта РФ будет возможна с момента подачи компанией, подразделением иностранной организации или ИП извещения о начале осуществления такой деятельности. При этом иностранные организации будут обязаны работать через обособленное подразделение, зарегистрированное в соответствии с законодательством.
Предусматривается создание региональных реестров служб заказа легкового такси, которые должны размещаться на официальных сайтах уполномоченных органов. Агрегаторам будет необходимо "обеспечивать обработку информации о заказе легкового такси с использованием баз данных, находящихся на территории РФ".
При принятии заказа агрегатор должен будет зарегистрировать его в журнале, который может вестись на бумажном носителе или в электронном виде. Эти данные нужно будет хранить не менее 6 месяцев. Служба должна сообщить пассажиру номер принятого к исполнению заказа, а по прибытии такси к месту его подачи - место нахождения, госномер, цвет кузова, марку такси и фактическое время его подачи, следует из текста.
Разрушение серых схем
Как пояснил на заседании автор инициативы, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, "законопроект выстраивает прозрачные отношения между государством и таксомоторным сообществом". Так, с "добросовестных предпринимателей снимаются излишние административные барьеры для входа на рынок", устанавливаются "превентивные меры защиты малого бизнеса, не позволяющие передел рынков в пользу аффилированных иногда с местными чиновниками структур". В частности, именно этим обусловлено отсутствие нормы об обязательных цветах кузова, обратил внимание депутат.
Принятие законопроекта позволит "пресечь существующую сегодня серую схему, при которой отдельные компании получают разрешение на деятельность в такси исключительно для дальнейшей перепродажи или сдачи автомобиля с разрешением в аренду, продолжил политик. "Эти разрешения в конечном итоге оказываются в руках нелегальных мигрантов, а также лиц с непогашенной судимостью", - констатировал он.
Нормы, касающиеся агрегаторов такси, в том числе устанавливают запрет на воздействие на рынок такси из-за рубежа, отметил Лысаков. "Все агрегаторы обязаны зарегистрироваться, платить налоги, размещать свои серверы на территории РФ. Это обеспечит безопасное хранение персональных данных граждан, гарантирует блокировку сайтов и зеркал агрегаторов, оказывающих услуги ненадлежащего качества", - рассчитывает он.
Законопроект запрещает передачу агрегаторами заказов перевозчикам, не владеющим разрешениями на таксомоторную деятельность. "В этом случае именно агрегаторы будут нести полную ответственность за ДТП, выплачивая пострадавшим компенсации за причиненный вред", - предупредил разработчик инициативы. Наконец, "пресекается осуществление расчетов между агрегаторами и таксомоторными перевозчиками через электронные кошельки, поскольку огромные финансовые потоки уходят за границу РФ, в том числе мимо российского бюджета", заключил он.
Позиция профильного комитета Госдумы
Глава профильного думского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев поддержал инициативу, подчеркнув, что для регулирования отрасли необходимо базовое законодательство. "За эти годы многое изменилось, действительно, заказ такси развивается и сегодня доступен для любого гражданина, но в заказе такси нет ответственности тех, кто зарабатывает с этого деньги, - сказал на заседании Москвичев. - Но это не говорит, что мы должны сделать такой законопроект, чтобы дальше нельзя было заказать такси вообще".
Депутат выразил уверенность, что безопасность таксомоторных перевозок "должна быть усилена". "Мы одним из федеральных законов разрешили иностранцам с российскими водительскими удостоверениями работать на автобусах, троллейбусах и трамваях, - напомнил он. - На мой взгляд, надо на первом этапе запретить иностранцам управлять легковыми такси". Москвичев не сомневается, что в России "достаточно водителей сегодня, которые способны управлять этим транспортом".
"Мы обязаны решить еще одну проблему: ни одно такси не должно выходить на дороги, не пройдя "механику" на выпуске по техническому состоянию автомобиля", - добавил глава комитета.