"Живой журнал" (Livejournal), принадлежащий Rambler Group, в 2000-е годы был одной из главных площадок в русскоязычном интернете, где люди писали и обсуждали самые разные вещи. Но с появлением социальных сетей и новых платформ для блогеров популярность сайта стала падать. "ЖЖ умер!" — эту фразу мы слышим, наверное, лет десять", — говорит интернет-эксперт Андрей Яблонских. В 2010-х "Живой журнал" несколько раз заметно переделывали: менялся дизайн, руководство нанимало редакторов для отбора контента. Это не помогло. По данным Mediascope, с 2013 года охват аудитории сократился на треть, а ЖЖ сделался предметом ехидных шуток.
Тем не менее Rambler Group называет свой актив крупнейшей блог-платформой в России (согласно статистике сервиса "Яндекс.Радар", в декабре 2018-го платформа "Яндекс.Дзен" опережала ЖЖ по числу посетителей в два раза, а по дневной аудитории — почти в шесть раз) и рассчитывает за год увеличить трафик на 10–15%. Рост должны обеспечить нововведения, о которых компания объявила 18 января.
Как изменится ЖЖ
Первое новшество — упрощенная навигация, автоматическая группировка контента по темам и "умная" система рекомендаций с помощью самообучающейся системы, чтобы каждый пользователь получал публикации в соответствии с его интересами. При этом дизайн сайта, где это возможно, старались не менять. "Пользователи ЖЖ консервативны. Мы обновляемся, но не хотим потерять дух уютного жэжэ", — объясняет руководитель проекта Livejournal Наталия Арефьева. Новая категоризация контента будет введена до конца января.
Весной появится система грантов для авторов. "Мы предложим пользователям подать заявки с описанием проектов: новых или уже существующих журналов. Нам интересно, о чем будут писать авторы, планы по развитию и продвижению блога. Мы спросим, какой объем промотирования необходим и как часто он готов создавать контент. Понравившимся проектам мы дадим льготное промотирование и в зависимости от результатов потом будем его продлевать", — рассказывает Арефьева. Заявки будут принимать весь год. Размер грантов Арефьева не назвала, но сказала, что скидка на услугу продвижения будет большая.
Предполагается, что отбивать вложения в свои блоги авторы будут рекламой. Делать это им придется самостоятельно: в ЖЖ не предусмотрена рекламная платформа с отчислениями за просмотры, как, например, на YouTube. Но, по словам Арефьевой, в будущем компания планирует помогать пользователям с поиском рекламодателей. Когда это случится, неизвестно.
Наконец, летом выйдет мобильное приложение "Живого журнала". Оно рассчитано и на авторов, и на читателей. Первые смогут создавать и публиковать через приложение тексты, изображения, видео и общаться с аудиторией, вторые — читать свою ленту и материалы, сгруппированные по темам.
Что о новшествах думают эксперты
"Для чего они это делают — хороший вопрос", — рассуждает Яблонских. По его мнению, старый ЖЖ был хорош лонгридами, а теперь этим форматом занимаются журналисты и те, кто превратил свои блоги в профессиональные СМИ, например Илья Варламов. Вдобавок ЖЖ потерял ниши, которые когда-то занимал. Раньше там были популярны авторы, писавшие о кулинарии, автомобилях, путешествиях, но они ушли в другие места. Привлечь на площадку свежие лица и получить бешеный трафик, как раньше, вряд ли получится: блогеры предпочитают раскручиваться через YouTube и Instagram.
Директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков думает, что Rambler Group пытается запрыгнуть на подножку уходящего поезда — заработать на пользовательском контенте профессионального уровня, на который делают ставку "Одноклассники", "ВКонтакте", "Яндекс.Дзен" и другие площадки. Но подход в ЖЖ странный. "Вот есть "Яндекс.Дзен". Он говорит: "Мы с вас денег не берем, а, наоборот, платим сами". А тут хотят срубить денег на продвижении контента", — рассуждает Зыков, добавляя, что ЖЖ и его инструменты выглядят не так уж привлекательно.
И Яблонских, и Зыков сомневаются, что очередной перезапуск "Живого журнала" будет успешным. Но положение платформы и не назовешь бедственным. "На сайте еще есть блогеры. Люди понимают, что ЖЖ мертв, — и продолжают туда писать, читают. Другое дело, что сейчас нет понятия "топ ЖЖ". Лет восемь назад этот топ был действительно важным, его все читали. Сейчас не так. Я не верю, что в ЖЖ появится что-то кардинально новое, крутое, из-за чего кто-то откажется от YouTube, Instagram, "Дзена" и всего остального", — подытожил Яблонских.
Марат Кузаев