Госдума приняла в I чтении законопроект, регулирующий деятельность лизинговых компаний
Анализ лизингового рынка показал, что он нестабилен в сегменте малых и средних компаний, отмечают разработчики
МОСКВА, 22 января. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий регулирование лизинговых компаний с господдержкой. Документ инициирован правительством.
Законопроектом предусматривается введение регулирования деятельности лизинговых компаний, определенных в категорию специальных субъектов лизинговой деятельности, связанных с государством и получающих господдержку или претендующих на нее. Такие компании предлагается отнести к некредитным финансовым организациям. Предусматривается регистрация этих компаний путем внесения сведений в реестр субъектов лизинговой деятельности ЦБ - это станет условием доступа к мерам господдержки.
Также предусматривается введение саморегулирования на лизинговом рынке для компаний, сведения о которых внесены в реестр. Создание саморегулируемых организаций на этом рынке будет способствовать, в частности, разработке обязательных для субъектов лизинговой деятельности базовых стандартов, а также предоставит этим субъектам возможность самостоятельно урегулировать отдельные отраслевые проблемы, включая вопросы в сфере управления рисками и внутреннего контроля.
Законопроект закрепляет в качестве специальных субъектов лизинговой деятельности лизинговые компании, претендующие на допуск или получившие доступ к мерам господдержки, банки, юрлица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования в совокупности превышает 50%, а также аффилированные с ними юрлица. Кроме того, к таким субъектам будут отнесены юрлица, аффилированные с кредитными организациями, в уставном капитале которых участвует ЦБ или Агентство по страхованию вкладов.
Лизинговой группой признается объединение спецсубъектов (за исключением банков), не являющееся юрлицом, в котором один спецсубъект (головная организация лизинговой группы) в силу своего прямого участия в уставном капитале одного или нескольких спецсубъектов имеет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на его (их) голосующие акции (доли).
Предлагаемые изменения направлены на повышение транспарентности финансового положения лизингодателей за счет перехода на отраслевые стандарты, отвечающие принципам международной финансовой отчетности (МСФО), позволят унифицировать правила риск-менеджмента и внутреннего контроля для лизингодателей, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Требования к лизинговым компаниям
Законопроект устанавливает требования к спецсубъекту лизинговой деятельности (кроме банков). Так, минимальный размер собственных средств (капитала) для субъекта, балансовая стоимость активов которого составляет 500 млн руб. и более, и для лизинговой группы - 70 млн рублей. Если балансовая стоимость менее 500 млн руб., минимальный размер капитала составит 20 млн рублей.
Спецсубъект лизинговой деятельности будет не вправе привлекать денежные средства физлиц, за исключением ИП, на основании договоров займа (это ограничение не распространяется на привлечение денежных средств некоторых категорий физлиц, в частности, если они являются участниками (акционерами) или контролирующими лицами участников спецсубъекта). Спецсубъект также будет не вправе совмещать лизинговую деятельность с деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций.
Анализ лизингового рынка, проведенный федеральными органами исполнительной власти совместно с ЦБ, показал, что он является высоко нестабильным в сегменте малых и средних компаний и имеет признаки "теневого" рынка. Ежегодно в России создается около 50 и закрывается около 100 лизингодателей, указывают в кабмине. Крупнейшими участниками лизингового рынка являются компании, в капитале которых значительная доля принадлежит государству. С учетом банков, связанных с государством и ЦБ, государству принадлежит от 50% до 70% активов лизингового сектора, говорится в сопроводительных материалах к документу.