30 ЯНВ, 14:43

Четыре причины для перехода в облако в 2019 году

2019 год обещает российскому бизнесу немало новых вызовов. Руководитель облачного провайдера #CloudМТS Олег Мотовилов рассказал, какие из них спровоцируют новый виток интереса к облачным технологиям

Рост конкуренции, жесткие требования регулятора и сокращение рынков сбыта - лишь малая часть того, с чем ежедневно сталкиваются российские компании. Одновременно бизнесу нужно успеть адаптироваться к глобальной цифровизации: все больше данных и процессов становятся цифровыми, что требует перенастройки не только ИТ, но и практически всех функциональных направлений бизнеса: маркетинга, продаж, логистики, HR... Меняется все. Вместе с тем облачные технологии - на том уровне развития, на котором они сейчас находятся, - в 2019 году могут существенно облегчить жизнь как крупному бизнесу, так и небольшим компаниям, и вот почему.  

1. Облака решают проблему роста объема данных

Чем больше данных появляется в периметре компании, тем острее встает проблема их надежного хранения и качественной обработки. Консалтинговая компания IDC предсказывает, что к 2025 году объем цифровых данных в мире пятикратно вырастет по сравнению с 2018 годом, превысив 175 зеттабайт (в основном благодаря бурно развивающемуся интернету вещей). Соответственно, увеличивается и объем анализируемой информации: согласно прогнозу к 2025 году он достигнет 5,2 зеттабайт.

Для бизнеса все это новая головная боль и траты: информацию нужно где-то хранить и обрабатывать, и желательно делать это быстро и надежно. Приобретение серверов и расширение существующей инфраструктуры - немалые инвестиции, которые далеко не каждый может себе позволить. Ведь нужно заложить бюджет на развертывание и поддержание собственной ИТ-инфраструктуры. Как минимум купить серверы и другое оборудование, цена которого привязана к курсу валют (в январе 2018 года доллар стоил 56,6 рубля, в декабре - уже 69,5 рубля). Также необходимо нанять ИТ-администратора, купить ПО и платить за техподдержку. А еще раз в три-пять лет обновлять оборудование и проводить плановую модернизацию. Поэтому все чаще бизнес отказывается от собственной ИТ-инфраструктуры и мигрирует в облака.

Российский рынок облачных технологий растет на 30-40% ежегодно, быстрее любых других ИТ-услуг для бизнеса. В облачную среду активно переезжают компании, которые занимаются оптовой и розничной торговлей, финансами, производством, а также предоставляют транспортные и логистические услуги. По данным МТС, чаще всего в облака переносят интернет-магазины, клиентские онлайн-порталы, базы данных, внутренние учетные системы, почтовые сервисы и тестовые среды для разработки новых сервисов. Как показывает практика, переход в облако позволяет перевести капитальные расходы в текущие и снизить затраты на ИТ до 30% ежемесячно.

2. Облачные сервисы могут защитить от кибератак

Кибератаками уже никого не удивишь: регулярно появляются новости о вирусах-шифровальщиках или новых кибергруппировках. Не так давно крупный банк из-за хакеров лишился 58 млн рублей, киберпреступники также атаковали оператора денежных переводов. Последняя глобальная атака произошла в мае 2017 года, когда вирус WannaCry атаковал 200 000 компьютеров в 150 странах. Ущерб от атаки составил $1 млрд. Самой масштабной с точки зрения убытков стала другая глобальная кибератака - NotPetya: она нанесла бизнесу ущерб на $10 млрд.

Крупный облачный провайдер способен стать для компании "фабрикой безопасности". Вместо того чтобы устраивать кустарную мастерскую по безопасности на собственной территории, бизнес может обратиться к профессионалам, которые обеспечат высокий уровень защиты. Как правило, крупные провайдеры имеют развитые системы защиты от кибератак с собственным SOC (security operations center) и круглосуточным мониторингом рисков. Кроме того, звучит непривычно, но размещать ИТ-системы на облачной платформе даже надежнее, чем в собственных серверных.

Как правило, крупные провайдеры имеют собственные дата-центры, построенные в соответствии с высокими требованиями Uptime Institute (принятый в ИТ-отрасли глобальный стандарт для проектирования, строительства и эксплуатации дата-центров). Данные в облаке доступны только клиенту облачного провайдера и не могут попасть к третьим лицам: облако устроено так, что никто, кроме владельца информации, не имеет к нему доступа. Представим, что компания решила обеспечить безопасность ИТ-инфраструктуры собственными силами. В таком случае ей нужно предусмотреть целый комплекс мер: сервисы киберзащиты, специализированное обо­рудование, шифрование данных и т. д. А для того, чтобы гарантировать отказоустойчивость оборудования, потребуется строительство нескольких территориально распределенных площадок, это очень большие инвестиции.

3. Облака позволяют с минимальными затратами выполнять жесткие требования законодательства по хранению и обработке данных

Хранение и обработка данных все жестче регулируется законом, стимулируя спрос на облачные решения. Например, с 2021 года отечественным авиакомпаниям предстоит "переезд" на территорию России: бронирование и продажа билетов, а также онлайн-регистрация на внутренние рейсы должны будут проходить через серверы, расположенные в РФ. Сейчас большинство систем бронирования и продажи билетов располагаются на серверах, рассредоточенных по всему миру.

Существующее законодательство также обязывает бизнес хранить и обрабатывать персональные данные граждан на территории страны. Российские облачные провайдеры способны предложить бизнесу оптимальное решение - обеспечить исполнение закона, не разворачивая собственных серверных.

Как это реализуется на практике? Представим международную компанию, один из филиалов которой находится на территории нашей страны и работает с данными граждан.  Если не прибегать к услугам провайдеров, то для соблюдения требований регулятора компания должна построить соответствующую инфраструктуру с соблюдением всех необходимых требований к защите персональных данных. Нужно предусмотреть множество аспектов технического и организационного характера: приобрести сертифицированное оборудование, обеспечить защиту данных российскими криптографическими средствами и т. д., выполнив все регламенты и требования к необходимому уровню защищенности данных. А можно выбрать российского провайдера, например такого, как #CloudМТS, который создал в своем облаке аттестованный сегмент под персональные данные в соответствии со всеми требованиями законодательства по безопасности информации.

4. Облачные технологии оптимизируют затраты и ускоряют бизнес-процессы

Сейчас, когда покупательская способность в стране снижается на глазах, бизнесу как никогда важно искать новые конкурентные преимущества.  Согласно одному из последних исследований малого бизнеса прибыль снизилась у 47% опрошенных, средний чек упал у 28%, количество клиентов - у 30%. Учитывая рост цен из-за повышения НДС, этот тренд продолжится в 2019 году. Бизнесу придется выбирать: сохранить привычный уровень доходности, поднимая цены, или сохранить покупателей, не повышая стоимости товаров и услуг. В любом случае такая ситуация ведет к снижению прибыли продавца.

При этом бизнесу все так же важно внедрять инновации и быстрее конкурентов выводить продукты на рынок. Развертывание или существенное расширение собственной ИТ-инфраструктуры, к примеру закупка серверов, может вылиться в значительную сумму, заняв месяцы, что непозволительно долго.  

Здесь также будут актуальны облачные технологии, благодаря которым можно быстро развернуть среду разработки, провести тестовые испытания новых приложений и т. д. Вам не нужно тратиться на превращение одной из комнат своей квартиры в стальной сейф - вместо этого можно арендовать банковскую ячейку. Получить доступ к ИТ-ресурсам можно в максимально сжатые сроки, заключив договор и нажав несколько кнопок в личном кабинете. К примеру, за счет перехода в облако операционные бизнес-процессы ускоряются до 25%, подсчитали в облачном провайдере МТС.

Облака позволяют гибко реагировать на внутренние или внешние изменения - например, докупать дополнительные объемы вычислительных ресурсов тогда, когда это будет необходимо, не увеличивая парк ИТ-оборудования. В ритейле есть показательный пример - это периоды распродаж или "черные пятницы", когда нагрузка на системы резко возрастает, а затем также резко снижается. В случае с облаками бизнес получает возможность экономии и запас гибкости.

Читать на tass.ru