Минздрав поддержал предложение убрать алкоголь с витрин магазинов
По мнению ведомства, введение такой нормы позволило бы сократить потребление населением алкогольной продукции
МОСКВА, 15 марта. /ТАСС/. Минздрав поддерживает инициативу депутата Госдумы Леонида Огуля (фракция "Единая Россия") о том, чтобы убрать алкогольную продукцию с витрин магазинов в отдельные изолированные помещения или реализовывать ее в специальных алкомаркетах. Об этом говорится в ответе замглавы ведомства Олега Салагая на соответствующий запрос парламентария (копия письма есть в распоряжении ТАСС).
"Минздрав России поддерживает меры, направленные на ограничение демонстрации алкогольной продукции, а также полагает, что введение указанной нормы позволило бы сократить потребление алкогольной продукции населением", - сообщил Салагай. Он обратил внимание, что необходимость ограничения доступности спиртного, в том числе территориальной, отражена в Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения России на период до 2020 года, одобренной распоряжением правительства РФ, а также в европейском Плане действий по сокращению вредного употребления алкоголя на 2012-2020 годы и рекомендациях Всемирной организацией здравоохранения.
В своем ответе депутату Салагай привел данные исследований, согласно которым "размещение алкогольной продукции в хорошо просматриваемых местах торгового объекта способно значительно увеличить продажи алкогольной продукции (на 23,2 % для пива, на 33,6 % для вина и на 46,1% для крепких напитков), что эквивалентно снижению цены на алкогольную продукцию на 4-9%".
Минпромторг, позицию которого также запрашивал Огуль, не поддержал его инициативу, заявив, что ужесточение правил продажи алкоголя может привести к росту цен и ограничению конкуренции в торговле.
Психологический барьер
Комментируя ответы ведомств, парламентарий приветствовал позицию Минздрава и сообщил, что "продолжит работу с Минпромторгом", чтобы прийти к консенсусу по этому вопросу. "Если говорить о маленьких сельских магазинах, то есть совершенно не затратный вариант решения проблемы - установка ширм по аналогии с теми, что сегодня скрывают в магазинах сигареты", - сказал он.
Комментируя актуальность проблемы, Огуль напомнил, что каждый год в России от алкоголизма, связанных с ним болезней, преступлений, аварий и травм, полученных в результате алкогольного опьянения, умирает порядка 500 тыс. человек. "От спиртного погибает больше людей, чем от туберкулеза, диабета и ВИЧ", - констатировал он.
"Поэтому как врач я считаю, что спиртное должно продаваться только в специализированных магазинах - алкомаркетах, - подчеркнул политик. - Ну а если торговая площадь не позволяет, например, если речь идет о маленьком сельском магазинчике, то можно сделать отдельную витрину со шторой, по аналогии с тем, как сейчас в магазинах оформляют бокс для сигарет". "Не думаю, что такие несложные меры могут привести к ущемлению прав мелких магазинов и ограничению конкуренции в торговле, о чем написал Минпромторг", - отметил он, выразив уверенность, что эти опасения беспочвенны.
Не важно, как именно скрыть алкоголь от глаз потребителей, главное, убрать его с видных полок, убежден Огуль. "Вспомните, сколько в свое время было опасений по поводу запрета выставлять в магазинах сигареты на всеобщее обозрение, однако же никто из предпринимателей не разорился, а вот курить в России стали меньше, - заметил он. - Почему бы с алкоголем не поступить также?".
Зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья сообщил, что ему нередко приходится слышать мнения о том, что нет никакой разницы - скрыт в магазине алкоголь от глаз посетителей или нет. "Для взрослых - да, но ведь алкоголь нужно скрыть не от них, а от детей и подростков, которые воспитываются на поступках взрослых. Если родители покупают спиртное на глазах у своих детей, то они как бы дают понять, что такие покупки - "в порядке вещей". А вот если бы спиртное продавали в отдельном зале, то взрослый, пришедший в магазин с ребенком, уже вряд ли направился бы туда специально", - считает он.
"Выставляя на прилавки ряды бутылок с красочными этикетками, магазины как бы дают понять, что алкоголь это такой же продукт, как и любой другой", - полагает депутат. "А если мы закроем его от глаз, это уже создаст некий психологический барьер между продуктами необходимыми и алкоголем, без которого вполне можно обойтись, если мы хотим быть здоровыми и жить долго, выполняя тем самым задачу увеличить продолжительность жизни, которую поставил нам президент", - заключил он.