1 АПР, 17:11

Минфин прогнозирует рост расходов федерального бюджета на 40% к 2036 году

В ведомстве считают, что дополнительным ограничением для экономического развития России могут выступать более низкие темпы роста мировой экономики

МОСКВА, 1 апреля. /ТАСС/. Расходы федерального бюджета России могут вырасти на 40% к 2036 году. Такая оценка содержится в опубликованном Минфином РФ "Бюджетном прогнозе Российской Федерации на период до 2036 года".

"Согласно базовому сценарию прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года расходы федерального бюджета к 2036 году в реальном выражении увеличатся более чем на 40% к текущему уровню. Такая тенденция исходит из предпосылки формирования предельного объема расходов федерального бюджета в соответствии с законодательно установленными "бюджетными правилами", - говорится в документе.

В статье расходов бюджета РФ предусмотрено создание Фонда развития с 2019 года по 2024 год в объеме до 3,5 трлн. рублей. "В указанный период предельный объем расходов федерального бюджета увеличен на сумму ежегодного объема указанного фонда - 585 млрд рублей в год на период 2019-2023 годы и 575 млрд рублей в 2024 году", - указали в ведомстве.

Как отметили в Минфине, дополнительным ограничением для экономического развития РФ могут выступать более низкие темпы роста мировой экономики. В частности, цена на нефть марки Urals может опуститься до $42,5 за баррель к 2020 году с умеренным ростом темпами долларовой инфляции в последующие годы. При низком внешнем спросе на энергоносители темпы роста ВВП РФ в 2020-2036 гг. могут держаться на уровне 3% в год.

Объем расходов консолидированных бюджетов регионов РФ, по ожиданиям Минфина, будет соответствовать относительно стабильной доходной базе благодаря значительному сокращению дефицита в 2015-2017 годах.

Рост дефицита бюджета

Дефицит федерального бюджета России с 2024 по 2036 год, по оценке Минфина, увеличится с 0,1% ВВП до 0,7% ВВП.

По итогам 2018 года профицит федерального бюджета составил 2,7% ВВП. Таким образом, профицит бюджета превысил заложенный в законе о бюджете показатель в 2,1% ВВП.

Доходы бюджета, по прогнозам Минфина, к 2036 году вырастут на 20% к показателям 2018 года и составят 14,2% ВВП, расходы увеличатся на 40% по сравнению с данными 2018 года и составят 14,8% ВВП.

Главный риск для доходов бюджета

Колебания цен на нефть представляют собой ключевой риск для доходов бюджета РФ, говорится в бюджетном прогнозе.

"Снижение цен на нефть на $10 за баррель с учетом компенсирующего влияния на обменный курс рубля приводит к прямым потерям нефтегазовых доходов бюджетной системы РФ на 1,2 процентного пункта (п.п.) ВВП. А с учетом понижательного давления на объем выпуска ненефтегазовой экономики совокупные потери доходов бюджетов бюджетной системы РФ от снижения цен на нефть на $10 за баррель с расчетных ($40 за баррель) уровней могут достигать 1,4 п.п. ВВП", - отмечается в документе.

Другими источниками рисков для доходов федерального бюджета Минфин назвал исчерпание запасов природных ресурсов и расширение налоговых льгот и преференций.

По подсчетам ведомства, за последние пять лет правительство представило более 100 новых льгот, действующих на федеральном уровне. Выпадающие доходы бюджета по ним превысили 720 млрд рублей. При этом на данный момент действует более 3,5 тыс. налоговых льгот на федеральном и региональном уровнях общим объемом более 4 трлн рублей.

В настоящее время налоговые льготы не являются объектом бюджетного контроля. "Это ведет к снижению прозрачности бюджетной и налоговой политики, создает предпосылки для снижения эффективности распределения ограниченных бюджетных ресурсов и последующих прямых потерь общественного благосостояния", - подчеркнули в Минфине.

Стабилизация цены на нефть

Цена на нефть в долгосрочной перспективе стабилизируется на отметке $40 за баррель, в базовом варианте прогноза снижение наступит к 2030 году, а в консервативном - уже в 2020 году. Об этом сообщил журналистам замминистра финансов РФ Владимир Колычев.

"Цена на нефть будет постепенно стабилизироваться в районе $40/баррель. У нас есть два вариант прогноза - консервативный и базовый. Они отличаются только той скоростью, с которой цены на нефть приходят к этому уровню равновесия - в базом сценарии они приходят к этому уровню ближе к 2030 году, в консервативном - можно сказать завтра, с 2020 года", - сказал Колычев.

По его словам, объем ФНБ к концу 2036 года в базовом варианте прогноза составит 12% ВВП, в консервативном - около 8% ВВП. При падении цен на нефть до $25-30 за баррель выпадающие нефтегазовые доходы бюджета составят порядка 5% - 14% ВВП. "Этот диапазон говорит нам о том, где должен быть запасный уровень активов ФНБ, инвестированных в резервные активы, которые при необходимости можно будет задействовать, чтобы экономику не подвергать таким шокам", - объяснил замминистра.

В "Бюджетном прогнозе Российской Федерации на период до 2036 года" отмечается, что согласно консервативному варианту, более низкие темпы роста мировой экономики будут выступать дополнительным ограничением для роста экономики РФ. Более низкие темпы роста мировой экономики обусловят структурно более низкий спрос на энергоресурсы по сравнению с базовым сценарием. В этих условиях, как ожидается, цена на нефть марки Urals к 2020 году опустится до $42,5 за баррель (соответствует базовой цене на нефть) с умеренным ростом темпами долларовой инфляции в последующие годы. Вместе с тем, при сохранении относительно низкого внешнего спроса на энергоносители потенциальные темпы роста ВВП России в 2020-2036 годах будут держаться на уровне 3% в год.

Читать на tass.ru
Теги