Эксперт: решить проблему судов для регионов Арктики могут небольшие заводы в Ленобласти
Отмечается, что для реализации такого проекта необходима поддержка государства
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 8 апреля. /ТАСС/. Небольшие заводы в Петербурге и Ленинградской области могли бы строить маломерные суда для арктических регионов России, испытывающих в этом острую потребность, сообщил в понедельник ТАСС декан факультета кораблестроения крупнейшего в РФ судостроительного вуза - Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Сергей Рюмин.
В настоящее время Архангельская область нуждается в небольших судах, которые могли бы перевозить людей, Мурманская - в рыболовецких судах. Пока регионы приобретают единичные корабли или пользуются подержанными, купленными за рубежом.
"Построить такие суда мы можем, у нас есть небольшие предприятия в Петербурге и Ленинградской области, они вполне могут сделать такие суда небольшие, у них будет меньше накладных расходов, чем у более крупных верфей. Таким образом, мощности есть, но заказов очень мало у них", - сказал Рюмин, отметив, что поддержка государства будет значить очень много.
"Если вы строите одно судно, то это будет дорого, если государство озаботится проблемой мелких региональных судов, и будет строиться хотя бы 10 или 20, или 30, то это будет значительнее дешевле и выгоднее", - пояснил эксперт. По его мнению, если к вопросу подойти системно, посмотреть, сколько нужно таких судов стране и объявить конкурс, тогда "найдется и строитель, и он выйдет на достаточно невысокую стоимость".
Островитяне на буксирах
Для Архангельской области важной потребностью являются небольшие суда, которые смогут перевозить людей и транспорт в тех местах, где отсутствуют мосты. Так, по подсчетам властей, сегодня несколько тысяч человек только в самом Архангельске живет на островных территориях и ежедневно ездит в материковую часть города на работу и учебу. Летом и зимой коммуникация работает штатно, но во время ледохода, когда уже не действуют ледовые переправы, а обычные теплоходы еще нельзя эксплуатировать, возникают серьезные проблемы.
"На протяжении многих лет осенью и весной островитян перевозят на буксирах. Для людей это бесплатно, поскольку пассажирским транспортом буксир не является, а для города это чрезвычайно дорогостоящая услуга. В год затраты составляют более 100 млн рублей. Сейчас мы на этапе поиска решения", - отметил и.о. директора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска Алексей Потолов.
"В прошлом году для перевозки пассажиров были приобретены суда ледокольного класса производства АО "Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького". Однако ходовые испытания показали, что в условиях ледостава на Северной Двине этот тип судов не подходит. Контракт был расторгнут, аванс возвращен", - отметил чиновник. В настоящий момент власти Архангельска разрабатывают новое техническое задание для постройки небольших судов ледового класса. Однако для этого проекта еще предстоит найти исполнителя.
Также маломерные суда необходимы в Мурманской области, здесь основную потребность в них испытывают рыболовецкие компании. Как рассказал ТАСС глава Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств региона Анатолий Евенко, фактически весь имеющийся флот устарел и требует замены.
"У компаний нашей ассоциации более 20 маломерных судов, износ по ним - до 80%, их замена - это вопрос безопасности, первоочередная потребность составляет порядка 10 новых судов", - отметил Евенко. По его словам, входящие в ассоциацию предприятия начали программу модернизации флота, но пока строится только одно судно.
Арктика как нацпроект
По мнению начальника отдела маркетинга Выборгского судостроительного завода Никиты Ворошилова, строительство кораблей для нужд Арктики, в том числе и маломерных, должно вестись внутри страны, насколько это возможно.
"Если речь идет о развитии Арктики как о национальном проекте Российской Федерации, о котором везде говорится, что мы владеем технологиями постройки судов ледовых классов, то нужно законодательно прописывать жесткие ограничения, что строительство судов [для Арктики ведется] исключительно внутри страны. Я имею в виду те суда, которые физически можно построить в России", - сказал он ТАСС.
Проблемы судостроения будут обсуждаться на V Международном арктическом форуме "Арктика - территория диалога". В программе предусмотрена дискуссия на тему "Петербургское малое гражданское судостроение для нужд арктических регионов Российской Федерации".
V Международный арктический форум "Арктика - территория диалога" пройдет в Санкт-Петербурге 9-10 апреля. В 2019 году форум посвящен теме "Арктика. Океан возможностей". Организатор - фонд "Росконгресс". ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством.