В пятницу, 12 апреля, СМИ сообщили, что в Сеть утекли данные о клиентах из черного списка ЦБ. Речь идет примерно о 120 тыс. граждан и компаний.
При этом большую часть составила информация о физических лицах — ФИО, даты рождения, серия и номер паспорта. Также в опубликованной базе есть индивидуальные предприниматели с их ФИО и ИНН и юридические лица — с ИНН и ОГРН. Опрошенные СМИ эксперты отметили, что распространение таких данных может грозить людям проблемами с банками, отказами контрагентов от сотрудничества и другими рисками.
ТАСС объясняет, как регулятор составляет этот перечень и зачем.
Что это за список? И почему он "черный"?
Он же "список отказников", или "отказной список". Это перечень граждан, предпринимателей и компаний, которым банки отказали в открытии счета или обслуживании на основании федерального закона 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Этот закон устанавливает перечень операций, которые банк должен проверять на подозрительность. По требованию ЦБ, отслеживаются любые действия, похожие на:
- незаконный перевод безналичных средств в наличные;
- запутывание схем расчетов;
- вывод денег за границу.
В первую очередь кредитные организации внимательно смотрят на операции, превышающие 600 тыс. рублей.
А черным список назвали в обиходе, потому что у тех, кто попадал в него, иногда возникали проблемы с дальнейшей работой с банками.
И как попадают в этот перечень?
Когда клиент ведет себя подозрительно, банк может запросить у него дополнительные документы и пояснения. Если организация все равно сочтет операцию сомнительной, она может отказать в ее проведении и даже закрыть счет.
Дальше банки сообщают о клиентах, которым отказали в обслуживании, в ЦБ. Тот в свою очередь передает эти данные Росфинмониторингу, который их анализирует, объединяет в перечень и возвращает регулятору. А ЦБ передает их в обобщенном виде обратно банкам.
То есть в итоге кредитные организации получают полный список неблагонадежных клиентов, составленный общими усилиями отрасли. Но непосредственно формируют его не сами банки — они только передают свои подозрения выше по инстанции.
Какие операции считаются подозрительными?
Высокорисковые. В марте текущего года ЦБ рассказал, что теперь будет сообщать банкам сведения не обо всех клиентах-отказниках, а только о тех, кто совершает высокорисковые операции.
"Это позволит повысить эффективность механизма информационного обмена, сократить количество отказов по формальным основаниям и будет способствовать более конструктивному взаимодействию кредитных организаций и их клиентов", — отметил тогда зампредседателя регулятора Дмитрий Скобелкин.
В середине апреля Минфин предложил пойти еще дальше и ограничить основания для отказа в обслуживании. А именно — ведомство хочет разрешить банкам блокировать операции только при одновременном выполнении двух условий:
- клиенту присваивают наивысший, по правилам внутреннего контроля, уровень риска или организация неоднократно подозревала его в сомнительных операциях и сообщала об этом в Росфинмониторинг;
- у банка есть данные, которые дают основания подозревать, что операция проводится в целях отмывания доходов или финансирования терроризма (текущая редакция закона говорит просто о подозрениях — прим. ТАСС).
Сейчас, отказывая в операции, банки ориентируются на множество критериев, которые содержатся в законе и разъяснительных письмах ЦБ. Например, это:
- запутанный и необычный характер сделки;
- у сделки нет экономического смысла и законной цели;
- сделка не соответствует деятельности компании;
- неоднократное совершение операций для ухода от контроля;
- отказ клиента предоставить банку данные;
- его излишняя озабоченность конфиденциальностью операции и раскрытием информации госорганам;
- пренебрежение клиентом выгодных условий;
- необычно сложный порядок расчетов, отличающийся от обычной практики;
- необоснованная поспешность в проведении операции;
- внесение существенных изменений в ранее согласованную операцию прямо перед ее началом;
- несоответствие операции общепринятой рыночной практике;
- отсутствие информации о клиенте у обслуживающих его банков;
- неоправданные задержки при предоставлении клиентом документов и данных;
- клиент — иностранное публичное должностное лицо, его супруг или родственник;
- клиент действует в интересах общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов или НКО;
- деятельность, связанная с реализацией предметов искусства и т.д.
А что будет с теми, кто окажется в черном списке?
Как упоминалось выше, у клиентов из этого перечня возникали проблемы с открытием счетов и банковским обслуживанием.
То есть когда такой клиент приходит в другой банк, тот может либо отказать в обслуживании, либо — что более вероятно — попросить документы, пояснения или что-то еще с учетом конкретной ситуации.
ЦБ неоднократно обращал внимание, что банки не должны отказывать клиентам в обслуживании на основании только лишь информации об аналогичных отказах в других организациях.
Можно ли выйти из этого списка?
Прежде всего, банки должны объяснить клиенту, почему отказались его обслуживать или проводить операцию. И эти объяснения должны быть достаточно полными, чтобы человек мог обжаловать решение.
Для начала клиент может обратиться непосредственно в банк и предоставить тому нужные документы. Законодательство не устанавливает список бумаг, которые нужно предоставить банку, чтобы выйти из черного списка. Иногда кредитные организации подсказывают, какие документы им нужны. Но в целом клиент сам вправе решать, как доказать легальность своих действий.
Если кредитная организация все равно откажется убрать клиента из списка, то есть реабилитация второго уровня — межведомственная комиссия, о которой можно попросить ЦБ.
А вот если банк все-таки согласился с доводами клиента и устранил причины для отказа в обслуживании, то он сам должен будет уведомить об этом ЦБ.
Данные об этом списке общедоступные?
Нет, еще в самом начале запуска рассылки ЦБ подчеркивал, что данные будут непубличными. Из цепочки механизма очевидно, что информация проходит три пункта: ЦБ, Росфинмониторинг и банки.
В Росфинмониторинге заявили, что исключают возможность утечки от них. В пресс-службе ЦБ ответили, что регулятор доводит информацию об отказниках до участников рынка в зашифрованном виде по защищенным каналам связи с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации. Дальше "ответственность за сохранность информации и непередачу ее третьим лицам несет финансовая организация, которая ее получила", считают в ЦБ.
Мою карту заблокировали, потому что я есть в "списке отказников"?
Не обязательно. С 2018 года банки по закону "об антифроде" также могут на два дня блокировать переводы, если заподозрят, что клиент их не совершал. То есть если операция выглядит мошеннической.
Однако в этом случае кредитная организация должна связаться с клиентом и узнать, проводил ли тот вызвавшую сомнения операцию. Если этого не произошло, лучше самому обратиться в банк за разъяснениями.
Подробнее о признаках мошеннических операций читайте в материале ТАСС.
А ЦБ собирает еще какие-нибудь списки?
Да, банки также должны информировать регулятор обо всех случаях или попытках перевода денег со счетов клиентов без их согласия. Вместе с этим кредитная организация обязана будет предоставить данные о:
- платежной карте, счете, номере телефона или электронном кошельке, с которого пытались перевести деньги;
- валюте операции;
- дате и времени ее проведения;
- карте/счете получателя, его электронного кошелька или номере телефона.
Арина Раксина