Торговые войны и протекционизм. В Вашингтоне завершилась встреча МВФ и Всемирного банка
России необходимо выстроить собственную повестку для защиты от рисков глобальной рецессии, уверен принявший участие в дискуссиях глава Минфина РФ Антон Силуанов
ВАШИНГТОН, 14 апреля. /Корр. ТАСС Дарья Карамышева/. Ежегодная встреча в Вашингтоне Международного валютного фонда и Всемирного банка, проходившая 8-14 апреля, завершилась признанием, что риски снижения экономического роста повысились. Главными же рисками для роста были названы протекционизм, торговые войны и высокий уровень госдолга ряда развивающихся и развитых стран.
По мнению главы российской делегации - первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, - риски глобальной рецессии очень высоки и России необходимо выстроить собственную повестку для защиты от них.
В российскую делегацию на ежегодной встрече помимо первого вице-премьера вошли председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, заместители министра финансов Сергей Сторчак и Владимир Колычев, а также глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Делегация приняла участие во всех ключевых мероприятиях встречи - заседаниях и рабочих сессиях стран БРИКС, финансовой "Группы двадцати", Международного валютно-финансового комитета (МВФК).
Глава Счетной палаты провел в Вашингтоне встречу с генеральным аудитором США Юджином Дадаром и сверил с ним подходы к анализу государственной политики, выполнению стратегических целей, государственных программ. Главы Счетных палат РФ и США в том числе обсудили темы подготовки 23 Конгресса INTOSAI (организации, которая объединяет всех главных контролеров стран) в сентябре 2019 года в Москве. Россия на три года станет председателем этой международной организации.
Риски для мировой экономики
Рост мировой экономики продолжается, но его темпы оказались ниже, чем это предполагалось в предыдущем прогнозе МВФ, который был опубликован в октябре 2018 года, говорится в коммюнике МВФК. Эксперты фонда прогнозируют замедление мирового роста в 2019 году до 3,3% - на 0,4 п.п. по сравнению с предыдущим прогнозом. Комитет констатировал, что риски смещены в сторону снижения роста и включают в себя торговые разногласия, политическую неопределенность, геополитические риски. Тем не менее МВФ и Всемирный банк дали острожные прогнозы на улучшение ситуации в конце 2019 года.
Несмотря на оптимизм коллег, Силуанов констатировал, что риски глобальной рецессии в дальнейшем очень велики. По его словам, задача России - создать повестку, которая сможет уменьшить эти риски для страны. К таким мерам глава российской делегации отнес скорейшую реализацию национальных проектов и введение широкого круга мер по либерализации экономики. Макроэкономическая ситуация в России была оценена главой МВФ Кристин Лагард как здоровая. Тем не менее в своем докладе, подготовленном накануне встречи, Всемирный банк немного снизил прогноз по росту ВВП России в 2019 году - до 1,4% ВВП с 1,5% ВВП, а на период 2020-2021 годов сохранил прогноз роста в 1,8% ВВП. Согласно докладу Всемирного банка, риски снижения роста экономики России связаны с потенциальным расширением санкций, ухудшением настроений на финансовых рынках и резким падением цен на нефть.
Причинами снижения глобального роста, по словам Силуанова, стали как объективные, так и рукотворные факторы. К объективным первый вице-премьер РФ отнес то, что меры стимулирования мировой экономики, такие как смягчение денежно-кредитной политики и бюджетной политики, перестали работать. К рукотворным - торговые войны, трансграничные ограничения и политическую нестабильность в целом ряде стран.
Наиболее острым конфликтом в сфере торговли на сегодняшний день является спор между США и Китаем, которые с прошлого года неоднократно вводили таможенные пошлины друг против друга. Помимо этого, США в 2017 году ввели таможенные пошлины для всех государств на поставку в США стали и алюминия, что вызвало бурную реакцию, в том числе со стороны их союзников в Европе.
Долговые перегрузки
Еще одним серьезным риском для мирового экономического роста участники встречи признали высокий уровень долга у ряда развивающихся и развитых стран. "В Китае это приобрело громадные размеры, есть страны, долг которых превышает и 100% и 200% ВВП, в США это пока умеренно - чуть ниже 100%", - рассказал журналистам глава российской Счетной палаты.
Глава российского Центрального банка отметила, что развитые страны чуть смягчили ожидания рынка по поводу дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики. В частности, в этом году рынки уже не ожидают повышения ставки Федеральной резервной системы США, а Европейский центральный банк продолжает проводить относительно мягкую политику. "Конечно, это отражается на риск-аппетите инвесторов по отношению к странам с развивающейся экономикой. Мы учитываем, что с нормализацией денежно-кредитной политики могут происходить оттоки капиталов со стран с развивающимися рынками, поэтому мы очень внимательно следим за тем, чтобы у нас поддерживалась финансовая стабильность", - объяснила она.
Россия недавно начала обсуждать меры, связанные с регулированием долговой нагрузки не только России как суверена, но и крупных компаний страны, чтобы риски притока и оттока капитала в наименьшей степени отражались на стабильности российской экономики. Одной из мер, которую предлагает ЦБ РФ, стало повышение риск-веса в случае, когда банки выдают кредиты большим компаниям с высокой накопленной долговой нагрузкой.
Пересмотр квот отложили на будущее
Международный валютный фонд предложил признать 15-й пересмотр квот не состоявшимся и перейти сразу к 16-му, сообщил российским журналистам Силуанов. В рамках обсуждения также прозвучало предложение увеличения заемного капитала для финансирования фонда в два или три раза. По словам первого вице-премьера РФ, директор МВФ госпожа Лагард попросила время до октября 2019 года, чтобы выработать окончательную позицию по этой части и подготовить предложения по работе над новым пересмотром квот.
Силуанов сообщил, что страны с развивающимися экономиками были очень обеспокоены нулевым результатом обсуждения квот, потому что очевидно, что их участие в фонде недооценено.
В итоговом коммюнике МВФК подтвердил приверженность основанному на квотном принципе и обладающему необходимыми ресурсами МВФ, чтобы сохранить его роль в качестве центрального элемента глобальной сети финансовой безопасности. "Мы принимаем к сведению последний доклад совету директоров относительно прогресса 15-го пересмотра квот. Мы хотим, чтобы совет директоров в качестве важнейшего приоритета продолжил свою работу над реформой ресурсов и управления МВФ и отчитался об итогах, когда завершит работу над 15-м пересмотром квот, это должно произойти до начала ежегодной сессии 2019 года. Мы призываем к полному выполнению реформы управления 2010 года", - говорится в документе.
Решение о реформе квот и увеличении уставного капитала МВФ было принято еще в 2010 году на саммите "Группы двадцати" в Сеуле, но вступление новых правил в силу долго откладывалось из-за позиции конгресса США. Только в декабре 2015 года конгресс ратифицировал так называемый 14-й общий пересмотр квот МВФ, предполагающий перераспределение квот в пользу стран с переходной и развивающейся экономикой. По новым правилам, у Китая национальная квота достигла 6,4%, у России и Индии - по 2,7%, у Бразилии - 2,3%, у ЮАР - 0,6%. В сумме получается 14,7% против 11,5% ранее.
Помощь Венесуэле
В ходе встречи в Вашингтоне был затронут вопрос о помощи МВФ и Всемирного банка в разрешении гуманитарного кризиса в Венесуэле. Новый глава Всемирного банка Дэвид Мэлпас сообщил, что организация будет участвовать в помощи Венесуэле по мере развития ситуации и ориентируясь на мнения своих акционеров.
Лагард в свою очередь заявила, что Международный валютный фонд будет считать легитимным правительством Венесуэлы ту сторону, которую дипломатически признает большинство членов организации, и только после этого можно будет определиться с вопросом об оказании гуманитарной помощи этой стране.
9 апреля министр финансов США Стивен Мнучин, выступая на слушаниях в комитете по финансовым услугам Палаты представителей Конгресса США, заявил о том, что Вашингтон ведет переговоры с МВФ с тем, чтобы фонд начал оказывать финансовую помощь лидеру венесуэльской оппозиции Хуану Гуайдо. Конгрессмены в ответ подчеркивали, что фонд не разделяет позицию властей США по поводу признания Гуайдо временным президентом страны. Мнучин не согласился с законодателями.
Ранее МВФ сообщил, что внимательно следит за ситуацией вокруг кризиса в Венесуэле и готов оказать помощь, как только будет решен вопрос по поводу того, кого считать законным лидером Боливарианской Республики. По словам официального представителя МВФ Джерри Райса, этим вопросом занимается международное сообщество, 189 стран - участниц фонда.