9 СЕН, 17:32

ФАС предлагает запретить регистрацию БАД с наименованиями, повторяющими названия лекарств

Ведомство предлагает ввести процедуру экспертизы торговых названий БАДов

МОСКВА, 9 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба /ФАС/ России предлагает запретить регистрацию биологически-активных добавок /БАД/ с наименованиями, повторяющими названия лекарств. Об этом говорится в сообщении ведомства по итогам заседания штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства, проходящего в рамках "дня конкуренции" в Иркутске 9 сентября 2013 года. Потребуется ввести процедуру экспертизы торговых названий БАДов, говорят в службе.

Как считает начальник управления контроля социальной сферы и торговли Тимофей Нижегородцев, "смешиваясь с лекарственными средствами, БАДы необоснованно составляют конкуренцию лекарственным средствам". Он уверен также, что такие средства не проходят соответствующего исследования для подтверждения их безопасности, что приводит к большому количеству нарушений, связанных с введением потребителей в заблуждение относительно фактических свойств БАД.

До степени смешения

В сообщении ФАС не приводятся примеры смешения наименований лекарств и БАД. Между тем, в ноябре 2012 года заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко заявлял, что в парламент поступают жалобы от общественных организаций по поводу такой проблемы. Например, у комитета вызывало вопросы, не является ли имитацией фармпрепарата "Сиалис" название БАД "Сеалекс". Госдума в этой связи инициировала свое расследование с привлечением профильным органов исполнительной власти.

Также в ФАС считают необходимым ввести требования о прохождении предрегистрационной экспертизы качества, эффективности и безопасности БАДов. Ведомство настаивает на необходимости лицензирования биологически-активных добавок по тем же правилам, что и производство лекарственных средств, при этом потребуется и мониторинг эффективности и безопасности БАДов в процессе их обращения. ФАС считает целесообразным провести ревизию инструкций по применению БАДов, вкладываемых в потребительскую упаковку. В перечне предложений ФАС также есть те нормы, которые большинством аптечных учреждений и так выполняются. Так, ведомство хочет обязать аптеки размещать на витринах БАДы отдельно от лекарств и сопровождать вывеской "не лекарственные препараты".

БАД или не БАД?

В целом позиция ФАС неизменна - ранее ведомство уже не раз предлагало считать лекарствами все БАДы. "Нам важно, чтобы все, что имеет терапевтический эффект, проходило через сито испытания", - отметил Нижгородцев на экспертном совете в Госдуме в феврале 2013 года.

Однако парламентский комитет по охране здоровья рекомендовал тогда переименовать БАД в "диетические добавки" или разделить систему их регистрации на "нутрицевтики" /непосредственно диетические добавки к пище/ и "парафармацевтики" /добавки к пище с содержанием растительного сырья лекарственного свойства/. Такой модели стал следовать с февраля 2013 года Роспотребнадзор на основании собственного приказа. Однако, большинство экспертов не считают такую систему целесообразной, так как разделить таким образом БАД практически невозможно: такие растения, как черника, шпинат станут в таком случае "лекарственными средствами". Около 88% БАДов, продаваемых в России, относятся к условному классу парафармацевтиков, заявила тогда руководитель кафедры клинической нутрициологии РУДН Светлана Орлова.

Вопрос о системе регулирования БАД в России по-прежнему остается открытым. В отраслевой организации НПП БАД видят выход в создании технического регламента на БАД и изменении госрегистрации с указанием, источником каких полезных веществ БАД является.

Между тем, 26 июля 2013 года президент России Владимир Путин подписал поправки в закон "О рекламе" и КоАП, которые разработали эксперты ФАС. Теперь реклама БАД должна не только будет сопровождаться предупреждением о том, что они не являются лекарством, но станут жестче и санкции за нарушения этого правила. Ответственность ляжет не только на плечи рекламодателей, но и самих СМИ.

По данным исследовательской группы DSM, аптечный рынок БАД в России вырос на 18,4% в 2012 году по отношению к уровню 2011 года и составил 22,2 млрд рублей, в количестве проданных упаковок он снизился на 2,4% до 294,1 млн штук.

Читать на tass.ru